Найти в Дзене
Мой Израиль

Четыре Нобелевских лауреата в одной семье

Это у них семейное.
Говорим мы в прямом и переносном смысле. Про династию врачей, рыжие волосы или наследственное упрямство.
В этой семье наследственное – получать Нобелевские премии.
Четыре Нобелевских лауреата в одной семье!

Это у них семейное.

Говорим мы в прямом и переносном смысле. Про династию врачей, рыжие волосы или наследственное упрямство.

В этой семье наследственное – получать Нобелевские премии.

Четыре Нобелевских лауреата в одной семье!

Мария Кюри - первая женщина, получившая Нобелевскую премию по физике, и до сих пор — единственная, кто получил Нобелевскую премию в двух разных номинациях: физика и химия. Она оставалась единственной женщиной-лауреатом и до 1935 года, когда Нобелевской премии была удостоена её дочь Ирен.

Мария Кюри
Мария Кюри

Жан Фредерик Жолио вместе со своей женой Ирен Жолио-Кюри открыли явление искусственной радиоактивности.

Жана Фредерика Жолио мировое сообщество чтит за деятельное участие в создании движения учёных за мир, разоружение, предотвращение мировой термоядерной войны и международное научное сотрудничество.

Он является одним из зачинателей Международного Движения сторонников мира.

Он стал достойным членом семьи, которая явила миру четырёх нобелевских лауреатов. А что, скажите, оставалось делать зятю, если его тёща была удостоена Нобелевской премии дважды? Только - соответствовать.

Мария Склодовская и Пьер Кюри познакомились в 1894 году. Мария не сразу дала согласие стать женой Пьера, но никогда не пожалела об этом.

«Муж у меня – лучшего даже нельзя себе вообразить, это настоящий божий дар, и чем дольше живём мы вместе, тем сильнее любим друг друга».

Они познакомились на вечеринке у общего знакомого физика. Оказалось, что у них много общего: интересы, взгляд на мир, влюблённость в науку. Вот только Пьер сразу влюбился в Мари, а ей понадобилось время, чтобы разглядеть собственную влюблённость в будущего мужа.

Через некоторое время после знакомства Мария уехала домой, в Польшу, а Пьер уже не представлял своей жизни без неё.

Он написал ей письмо, убеждая вернуться во Францию и остаться с ним. Пожалуй, с этого письма началась история их совместной жизни.

«Пьер Кюри — Мари Склодовской
10 августа 1894 года.

Ничто не может доставить мне большего удовольствия, чем весточка от Вас. Я хочу сказать, Ваша маленькая записка была бы более чем желанна… Мы обещали друг другу — не так ли? — быть по крайней мере близкими друзьями. Только бы Вы не передумали! Ведь нет таких обещаний, которые связывают навеки; наши чувства не подчиняются усилию воли. Как было бы прекрасно (об этом я не смею даже думать) вместе пройти по жизни, мечтая.

Посмотрите, что получается: мы решили, что станем друзьями, но если Вы уедете из Франции через год, это будет слишком платоническая дружба, дружба двух созданий, которые никогда больше не увидят друг друга. Не лучше ли Вам остаться со мной? Я знаю, эта тема Вас расстраивает, Вы не хотите обсуждать её снова и снова. Так что я, поднимая её, в любом случае чувствую себя недостойным Вас.

Верьте мне, преданный Вам
Пьер Кюри»

26 июля 1895 года Мария Склодовская и Пьер Кюри поженились.

Через три года у них родится дочь Ирен.

В июле и декабре 1898 года Мари и Пьер Кюри объявили об открытии двух новых элементов, которые были названы ими - полонием (в честь Польши - родины Мари) и радием.

Супруги не стали подавать заявки на патент, исходя из принципа, что их открытия должны служить другим людям и науке.

Нобелевская премия по физике в соавторстве с Беккерелем была присуждена им в декабре 1903 года. "В знак признания... их совместных исследований явлений радиации, открытых профессором Анри Беккерелем". Мария Кюри стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии!

В декабре 1904 года у них родилась вторая дочь – Ева.

Несчастья всегда приходят неожиданно.

В апреле 1906 года Пьера на сбил улице экипаж.

Потеряв мужа, друга и лучшего коллегу, Мари на несколько месяцев впала в депрессию.

Спасти её могла только работа. Мари сосредоточилась на выделении чистого металлического радия. В 1910 г. ей удалось в сотрудничестве с Андре Дебирном получить это вещество. Кюри убедительно доказала, что радий является химическим элементом.

На волне успеха, в 1910 года, Мария Склодовская-Кюри выдвинула свою кандидатуру во Французскую Академию. Во время активной избирательной кампании, в прессе началась травля. Чего там было больше – сексизма или антисемитизма, трудно сказать. Но именно тогда впервые появились слухи о еврейском происхождении нобелевской лауреатки и стали настоящим потрясением для общественности. В те годы во Франции существовали достаточно сильные антисемитские настроения, и этот инцидент получил широкую огласку в обществе.

К тому времени у нее уже есть Нобелевская премия, три награды Академии наук в Париже, почетные степени университетов в Эдинбурге, Женеве, Манчестере и т.д., она член Академий наук в Петербурге, Болонье, Праге и Академии знаний в Кракове. Но на голосовании ее кандидатура отвергается.

Прецедент был создан: Нобелевского лауреата посчитали недостойной Академии лишь потому, что она женщина. Или потому, что в ней течёт еврейская кровь.

Уже после смерти Кюри, в 1934 году, появилась якобы подтвержденная информация о ее еврейском происхождении в газете „Gerchtigkeit”:

«Мария Кюри родилась в 1867 году в городе Варшава. Происхождение – еврейское, что подтверждено вторым именем Складовской – Саломея. В 1891 году прибыла в Париж, не имея за душой ни ломаного гроша. Устроилась на должность обслуживающего персонала в лаборатории Сорбонны, самостоятельно изучала физику и химию. По протекции знакомых, была приставлена в качестве ассистентки к Пьеру Кюри, с которым, впоследствии, сочеталась законными узами брака. Еврейское происхождение тщательно скрывала от окружающих, но в душе всегда оставалась верна своему народу».

В 1911 году Мария Кюри получает вторую Нобелевскую премию, теперь уже по химии. Она – женщина, еврейка (?) стала первым дважды лауреатом самой престижной премии в научном мире.

На церемонии вручения Нобелевской премии с матерью присутствует и её дочь Ирен. Кто бы мог представить тогда, что через 24 года в этом же зале такую же премию будут вручать и ей.

«Наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют её достижения» - эти слова принадлежат мужу Ирен Фредерику Жолио-Кюри.

Ирен Кюри и Фредерик Жолио познакомились в Институте радия Парижского университета. Выпускник парижской Школы промышленной физики и химии, Фредерик устроился туда ассистентом к Марии Кюри. Ирен тоже работала там. Новый сотрудник просто очаровал Марию Кюри: «Этот мальчик — настоящий фейерверк идей», — говорила она о нем.

Ирен никогда не задумывалась о своем призвании. Легко и естественно она вступила на путь, по которому шли её родители – стала физиком. Она никогда не чувствовала над собой тяготеющего громкого имени своих родных.

Её искренняя любовь к науке оставляла в ней единственное желание - работать в лаборатории, которая строилась на её глазах и где с 1918 года она значится как “прикомандированная лаборантка”.

Совершенно естественным образом Ирен Кюри и Фредерик Жолио нашли друг друга. Вместе они совершат главное открытие в их жизни — явление возникновения искусственной радиоактивности и заложат основы нового направления развития технологии — получение радиоактивных изотопов.

В 1935 году Фредерик и Ирен Жолио-Кюри удостоятся Нобелевской премии по химии «за выполненный синтез новых радиоактивных элементов».

Благодарю вас за отклики и интерес!

Приглашаю на мои каналы

Жизнерадость

Время путешествовать

Подписывайтесь , чтобы не пропустить новые публикации.

Задавайте вопросы, я с радостью отвечу.

Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк! Вам нетрудно, мне приятно. И поделитесь, пожалуйста, с друзьями через любую сеть!

До новых встреч!

Ваша Елена Горовая

Использовано фото из Википедии