Раз моя публикация про Сомалийских пиратов вызвала большой читательский интерес, то я решил продолжить тему современного пиратства.
В настоящее время самой большой проблемой для мирового судоходства является пиратство в водах Гвинейского залива, находящегося у побережья Западной Африки вблизи Нигерии, Бенина и Того. В 2020 году на долю «Нигерийских» пиратов приходится 94% всех случаев нападений на торговые суда в мире. Остальная статистика распределяется между пиратами Аденского пролива, Мексиканского залива и Малаккского (Сингапурского) пролива.
Про легендарную китайскую пиратку ХХ века Мадам Вонг уже была публикация, теперь про XXI век.
Пиратство в Малаккском проливе
Малаккский пролив – узкий 900-километровый пролив между южной оконечностью полуострова Индокитай (Малайским полуостровом) и островом Суматра. Пролив узок и содержит тысячи островков, в него впадают многие реки, что делает его идеальным местом для пиратов в плане возможности скрыться и избежать захвата.
Малаккский пролив, это морской путь, значение которого с годами только возрастает, на него приходится до четверти всего мирового морского товарооборота. Через пролив проходит основной товарообмен между портами Тихого и Индийского океана. В этом месте пересекаются интересы двух сверхдержав – Индии и Китая.
Исторически пиратством промышляли жители прибрежных районов, но часто к ним присоединялись профессиональные морские разбойники из Китая. Британские и голландские колонизаторы были вынуждены начать координировать усилия по борьбе с местным пиратством, что, как считается, им удалось к 1870-м годам.
Всплеск активности современного пиратства в Сингапурском проливе пришелся на последнее десятилетие ХХ века. По статистике Международного морского бюро (IMB) к 2004 году на регион приходилось 40% случаев пиратских нападений в мире, когда страны региона Малайзия, Индонезия и Сингапур договорились активизировать усилия по патрулирования пролива. Когда Индонезия дала понять, что не обладает достаточными техническими ресурсами для организации антипиратского кордона, ВМС Индии с 2006 присоединились к международному патрулированию пролива, хотя ранее Индонезия и Малайзия были резко против иностранного военного присутствия в регионе.
Считалось, что к 2011 году активность пиратов в регионе была «близка к нулю», однако по данным министерства морского и рыбного хозяйства Южной Кореи в 2020 году активность пиратов в проливе возросла. Известен случай нападения Сингапурских пиратов в июле 2019 на южнокорейский сухогруз «CK Bluebell» водоизмещением 44132 тонн. На рассвете к борту судна подошел быстроходный катер с пиратами, угрожая оружием, поднялись на борт, избили команду, отобрали у матросов деньги, ценные вещи, мобильные телефоны, одежду и обувь. Атака продлилась полчаса, после чего нападавшие скрылись. Сингапурские пираты не такие дерзкие, как сомалийские, чтобы угонять суда в свои пиратские бухты и требовать выкуп.
Где Тайвань, а где Сингапур?
Сюжет советского блокбастера «Пираты ХХ века» 1979 года был основан на инцидентах с советскими судами в районе Малаккского пролива в 1950-1970-х годах. Ходят рассказы, что в основе сценария история с захватом танкера «Туапсе» в 1954 году, но там и близко никакого пиратства не было. Эта акция была частью компании Китайской Республики (Тайваня) по морской блокаде побережья КНР, захват советского судна осуществил корабль ВМС Тайваня. Легенда про операцию возмездия осуществленную советским флотом в Малаккском проливе, это полный бред. Где Тайвань, а где Сингапур?
При подготовке статьи основными источниками были документы Организации Объединенных Наций и публикации заинтересованных ведомств Республики Корея.