Возможно, вам встречались группы молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации? Это и есть скинхеды, или, иначе — бритоголовые. Сами себя они называют коротким словом «скины». Сейчас о них почти не пишут, но среди подростков больших городов они — уже легенда.
Первые скинхеды появились в Англии в 1968 году. Нынешние последователи были бы удивлены, узнав, что их предшественники прекрасно ладили с мулатами и чернокожими. Дело в том, что скины появились как рабочая, а не расовая субкультура, направленная против как официальной культуры, так и в пику многим альтернативным течениям. Например, рокеров они считали «ненастоящими», потому что те были грозой дорог только по выходным, а в будние дни усердно трудились в офисе. Кого скинхеды и не любили — то «паки» (пакистанцев). И не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы, трудившиеся с бритоголовыми на одних фабриках, были для них своими ребятами.
Первые скинхеды не были бритоголовыми в прямом смысле слова, просто их короткие стрижки с бачками контрастировали с модными тогда длинными волосами. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки или полупальто с кожаной кокеткой, грубые брюки с «вечной стрелкой», длинный, до колен, пиджак «зут» и тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров. Последователей у первых скинхедов не нашлось, и к 1973 году, когда парни повзрослели и обзавелись семьями, движение сошло на «нет».
Скинхеды возродились в конце 70-х годов, когда правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целые отрасли экономики, что привело к невиданному росту безработицы и беспорядкам в так называемых депрессивных регионах. Новые скины были уже не рабочей аристократией, а деклассированной средой, воспитывались не на расслабленном регги, а на агрессивном панк-роке. Эти парни били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми бритоголовыми работали идеологи неонацистов. Возникли скин-клубы, впервые прозвучал лозунг «Сохраним Британию белой!»
Тут из своих квартир выбрались скинхеды «первой волны», разъяренные тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами приняли характер уличных беспорядков (особенно в Глазго). Результатом этих столкновений стало появление двух скин-движений — с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой — «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). Внешне красные скины отличались только нашивками с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и иногда красными шнурками в ботинках. Они получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании. Наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии.
В Америке существовали группировки скинхедов-белых, скинхедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев, скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев. В Германии наци-скины прославились не только избиениями гастарбайтеров (иностранных рабочих, в основном турок и курдов), но и их убийствами. При этом судьи, больше опасавшиеся «красного террора», проявляли к бритоголовым редкую благосклонность (в 80-х в Германии скины лишь однажды были осуждены за убийство турка Рамазана Авси летом 1986 года).
Скинхеды тем временем превратились в политическую силу: громили антифашистов, разбирались с профсоюзами. Власти осознали, с кем имеют дело, когда в 1987 году в Линдау скины напали на христианских верующих во время церковного праздника в соборе Святого Стефана (городские власти отказались предоставить муниципальный зал под съезд бритоголовых). Вмешался Ватикан, скинхедов прижала полиция.
Но вскоре рухнула Берлинская стена, и ряды бритоголовых увеличились за счет немцев из Восточной Германии, где среди молодежи царили безработица и отчаяние. Германские неофашисты стали считаться во всем мире «спецами» по работе с молодежью, а Германия 90-х печально прославилась поджогами общежитий иммигрантов.
После краха «Восточного блока» скинхеды появились в Польше, Чехии, Хорватии, Болгарии и России.