Найти тему

Плюсы от деменции у старых родителей

Плюсы от деменции у старых родителей

Фото из интернета
Фото из интернета

Кто не сталкивался с проблемами ухода за старыми родственниками, тот счастливый человек. Интернет пестрит историями, дышащих ненавистью к полоумным старикам. И авторов можно понять: старые люди, больные деменцией, отравляют жизнь детям и внукам.


И все же, все же…


Есть огромный плюс в старческой деменции. Не для самих стариков. Для их несчастных родственников. В первую очередь уже взрослых детей.
Сама по себе деменция не меняет личность старого человека. Она лишь обостряет его глубинные личностные качества: как хорошие, так и плохие. Болезнь, как ластиком, стирает все наносное, что было вокруг личностного ядра: нормы морали, восприимчивость к общественному мнению и самоконтроль над своими действиями.


Скажем, экономный отец в старости становится жутким скупердяем, а заботливая мама в 85 лет готова первому встречному отдать всю пенсию. Или тот, кто прятал под маской доброжелательности свою завистливость, теперь обвиняет всех в богатстве, молодости, работе… В чем угодно. Ему же все равно, чему завидовать.


Старик в деменции весь как на ладони, без прикрас. Весь такой, какой есть. И всегда был. С него только шелуха слетела.


У взрослых детей тоже, как ластиком, стирается с безусловной детской любви весь романтический налет. Причем сама-то любовь продолжается. И старые родители предстают в роли незнакомцев. Часто неприятных.
Подождите их отвергать. В конце концов это мать и отец. Не бегите от них, познакомьтесь заново.


У меня 85-летняя мама. Когда я сижу рядом и в тысячный раз слушаю ее унылые речи, мне кажется, что это мне 85 лет, что это у меня жизнь кончилась, что это я не могу сходить в магазин, что это у меня нет сил… 10 минут ее нытья - и я в депрессии.


Но при этом я понимаю, что мама всю жизнь так жила. Всегда жаловалась на «слабость». На самом деле это была ее манипуляция никогда не брать за свою жизнь никакой ответственности. За отцом прожила как за каменной стеной (отца нет почти 3 года). Хочу ли я быть такой же? Никогда! Однако именно эта женщина меня родила и воспитала. Ее вечные стоны, которые я в детстве воспринимала всерьез, не могли не родить во мне склонность к вселенской тоске. Так что открывшаяся черта ее характера является поводом посмотреть на себя и начать меняться.


Мы, взрослые дети, уже прошли сепарацию, уже способны посмотреть критически на своих стариков. Посмотреть так, как смотрят и оценивают чужих людей. Способны найти сходства/отличия в наших характерах.
Отвергать всегда легче. «Некогда», «она просто из ума выжила», «он все назло делает» - это наше дикое нежелание работать, прежде всего, над самими собой.


Как бы жестко это не звучало, но старые люди во всех смыслах бесперспективны. Перевоспитывать их просто незачем. Доживают, ну и пусть себе доживают. А себя? А себя – можно. Но люди погружены в глубины собственного эгоизма. «Я такой/ая, какой/ая есть, и меняться не буду!» - знакомо?


Однажды моей маме принесли из соц. службы медаль, как ветерану труда. Серебристый кругляш предназначался именно ей. Но маме было наплевать на надпись и документы:

- Медаль мне принесли за моего отца! Он погиб в ВОВ в битве за Москву!

Два месяца она прессовала мне мозг этой медалью. Да и всем остальным тоже. Реально достала. Тогда я громко произнесла торжественную речь о том, какой наш дед молодец, Родина его не забыла, как славно и жестоко он бился за всеобщее счастье с фашистами и т.д.


Нет, я действительно так считаю. Только вот речь была идиотской. Самой противно. Да, иногда я работаю клоуном.


Речь заняла минут 10. Мама стояла прямо, как коммунист на параде, все приняла за чистую монету и осталась довольна. Больше она к этой теме не возвращалась, но, может быть, пока…


О чем это говорит? Об острой нехватке любви и внимания.
При этом необходимо жестко поставить границу невмешательства родителей в свою жизнь. Говорить прямо и грубо:

- Не лезь, это мое дело!

Или:

- Покажи свои таблетки! Сколько осталось? Говори, как принимаешь!

К сожалению, с некоторыми стариками можно только так. Они же как дети. Иногда своим плохим поведением выпрашивают показать, где их место в семье. Тактичность родственников им до лампочки.


Я не идеал, иногда мне хочется разораться на нее во всю ивановскую. Вспомню слова: «Не можешь задушить – обними!» (не знаю, кто сказал). Обнимаю, целую:

- Да любим мы тебя!

И тут же ей рассказываю еврейский анекдот, она посмеется и уйдет к телевизору. А у меня кошки на душе. Большие-большие. И все скребутся, скребутся…


Деменция срывает со старческих душ все покровы, и мы ужасаемся, какими людьми воспитаны. А мы? Такие же? Какая часть нашей личности состоит из родительских установок, а какая является нашей собственной? Запускаем, так сказать, психологический антивирусник и лечимся. Или хотя бы блокируем.


Часто взрослые дети, правильно пройдя через деменцию родителей, меняют отношение к жизни, к миру, к себе, меняют моральные ориентиры, избавляются от комплексов.