Приветствую вас дорогие читатели! В этой статья мы рассмотрим одну из притч Иисуса, которую большинство христиан не понимает вообще, либо понимают превратно. Это притча о богаче и нищем из 16 главы евангелия от Луки:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Евангелие от Луки 16:19-31.
Далеко не каждый понимает кому и для чего рассказал Иисус эту притчу. Большинство читателей Библии видят в этой притче доказательство существования загробной жизни, но Иисус сказал ее не для этого. Чтобы понять какие уроки Иисус вложил в эту притчу, нужно прочесть контекст и понять кому и по какой причине эта притча была сказана. А еще лучше связать ее с предыдущей - о неверном управляющем.
Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Ев. от Луки 16:13-18. Это ближайший контекст притчи. В предыдущей притче Иисус говорил о том как мы должны использовать материальное богатство, данное нам Богом. Основная мысль притчи в том, что духовные люди не всегда столь проницательны, как люди этого мира. Не всегда духовные люди эффективно и результативно могут нести евангелие людям этого мира не зная или не понимая как использовать для этого материальное богатство данное Богом. Иисус призывает нас посмотреть как это делают мирские люди и использовать их методы обращения с богатством для того что принести им евангелие. Первую притчу, о неверном управляющем Иисус адресовал своим ученикам. А так как за Иисусом всегда ходило много людей, то эту притчу услышали и фарисеи - люди очень любившие деньги. Они осмеяли Иисуса, но в ответ Иисус осудил их лицемерие и ханжество. В 16 тексте Он подчеркивает что со времени Иоанна Крестителя проповедуется о том, что приблизилось Божье царство и многие люди изо всех сил стремятся туда попасть, но не понимают что такое Божье Царство и как туда попасть. В притче о богаче и нищем Иисус дает ответ, но перед этим он говорит то, что на первый взгляд никак не вяжется с обеими притчами: Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Стихи 17,18. Но прежде чем мы поймем зачем Иисус сказал это, рассмотрим саму притчу.
Иисус рассказывает историю одного богатого человека. Каждый день он устраивал веселые пирушки, проводя свою жизнь в развлечениях и праздности. У ворот его дома лежал нищий, по имени Лазарь, весь в гноящихся ранах. Все о чем мечтал Лазарь - утолить голод. Он был бы рад и объедкам со стола богача, но и этого ему не было позволено. Он лежал у ворот вместе с собаками, которые лизали его раны, и с каждым днем его надежда на милость богача угасала все больше и больше. Когда оба умерли, то нищий оказался на лоне Авраама, а богач в аду. На первый взгляд Иисус говорит о реальности загробной жизни, но есть одно но. По логике нищий должен быть в раю, но он оказывается на животе Авраама (именно это означает фраза "лоно Авраама") - весьма странный рай, не так ли? Богач, что вполне ожидаемо, угодил прямиком в ад. Дальше Иисус приводит разговор между богачом и Авраамом:
Богач: "Отец Авраам! Умилосердись надо мной и пошли Лазаря, чтобы он окунул палец в воду и охладил мой язык, ибо я мучаюсь в этом огне". Авраам заведующий раем и адом?
Авраам: "Сын мой! Вспомни что ты уже получил в своей жизни доброе, а Лазарь злое; ныне он утешился, а ты страдаешь. И кроме того, между нами и вами утверждена огромная пропасть, так что не мы не можем прийти к вам, ни вы к нам".
Богач: "Так прошу тебя, отец, пошли его в дом отца моего; у меня есть 5 братьев, пусть он предупредит их, чтобы они не оказались вместе со мной". Авраам что, заместитель Бога?
Авраам: "У них есть Писание. Оно предупреждает их об этом, пусть внимают Писанию".
Богач: "Нет, отец Авраам, Писания недостаточно. Если кто-то из умерших придет к ним, тогда они поверят и раскаются в своих грехах".
Авраам: "Если они не верят Писанию, то поверят ли, если к ним придет кто либо из умерших? Если даже кто воскреснет из мертвых, не поверят".
Иисус не зря описал странный рай, а Авраама сделал заведующим рая и ада, чтобы ни его слушатели, ни читатели Библии, не пришли к ложным выводам. Его притча не о загробной жизни. Иисус адресует ее фарисеям и говорит на их языке. Они верили в загробную жизнь, ад и рай, поэтому Иисус использовал эти понятные им образы. Что же он им сказал? Они высмеяли Его, поскольку считали что царство небесное только для богатых, и что можно своими усилиями попасть туда, даже если не соблюдать Божий закон, ведь грешным людям это невозможно. Иисус разбивает эти мифы и дает в этой притче несколько уроков:
1. Богатые могут и не войти в Божье царство. Богатство не является тем критерием, по которому Бог судить человека.
2. Точно также и не все нищие окажутся там. Лазарь страдал , но не роптал на свою долю. Ропот и недовольство своим положением имеют далеко идущие последствия. Лазарь ничего не сделал для того, чтобы попасть в рай. В Божье царство нельзя войти своими усилиями. Это подарок для нас. Мы можем или принять его или отвергнуть.
3. После смерти невозможно изменить свою вечную участь. Решение нужно принять при жизни: либо принять Божий подарок - благодать и праведность Иисуса, либо отказаться.
4. Чудеса не укрепляют веру, и не приводят к покаянию, если ты не веришь Писанию, по сути не веришь Богу.
5. Ты не можешь повлиять на решение своих близких, относительно принятия или не принятия Божьего подарка. Ни в этой жизни, ни после смерти тем более. Даже если воскреснешь из мертвых - им это не поможет, если они не желают верить Богу.
Какое отношение к этой притче имеет то, что Иисус сказал в 17-18 стихах? Помните, что Иисус обращается к фарисеям, которые старались показать свою "праведность" перед людьми. По сути Иисус им сказал: ваше лицемерие не поможет вам войти в царство моего Отца, ибо то, что вы делаете омерзительно для Него. Скорее небо и Земля исчезнут, чем Бог изменит хотя бы одну черточку в Своем законе, чтобы вы могли войти в Его царство. Он не сделает этого никогда, потому что вы изменники и прелюбодеи, так как вы променяли его на деньги и власть, думая что это вас спасет, но вы заблуждаетесь.
Есть над чем подумать, правда? Буду рад вашим вопросам, комментариям и замечаниям. Ставить лайк и подписываться на канал никого не призываю.