Мягкое управление, или “КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СОТРУДНИКИ НЕ СЕЛИ НА ШЕЮ?”
Когда среди руководителей компаний заходит речь о демократическом стиле управления, где не нужно контролировать каждый шаг подчиненного, часто у многих возникает вопрос, который вынесен в название статьи: “А не сядут ли сотрудники на шею?”
Разберем подробнее, чего же опасаются руководители. Многие из них думают:
- если я не скажу, что делать, то сотрудники ничего и не будут делать, кроме как пить кофе на работе и перебирать бумажки;
- если не контролировать, они перестанут выполнять свои обязанности качественно и в срок;
- если я не буду строгим, то сотрудники расслабятся и будут выполнять свою работу плохо.
Это основные возражения, которые возникают у каждого руководителя, когда он слышит про демократический стиль управления.
Тут есть два момента:
- Что есть мягкое управление? Это именно управление, а не отсутствие собственника или руководителя. То есть функции руководителя остаются те же самые, только меняется способ их осуществления.
- Если изначально вся организация была построена по иерархическому типу с директивным стилем управления, то при резкой смене поведения руководителей сотрудники однозначно будут дезориентированы. И результаты от этого могут быть неожиданными.
Директивный стиль управления создаёт среду, в которой люди умеют хорошо исполнять поставленные задачи, но не умеют импровизировать в сложных случаях, брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Или не хотят все это делать, считают ненужным, опасным или бессмысленным.
В такие компании подбираются люди соответствующего типа. А те, кто хотел бы проявляться по-другому, вынуждены или уйти, или мимикрировать. Часть из них все же оказываются на руководящих должностях, но такие начальники совершенно не умеют развивать и поддерживать инициативу у подчиненных. Их этому просто не учили, среда, где происходило их становление как руководителей, была заточена под другое. Или они не хотят этого делать, чтобы не создавать себе конкуренцию.
Теперь про мягкое управление. Его нельзя резко ввести в один прекрасный день. Это процесс определённой длительности, когда постепенно, шаг за шагом, выстраиваются осознанные системы планирования. Создаются новые договоренности с людьми и формы контроля. Сотрудникам нужно время, чтобы перестроиться и начать вести себя по-новому. Кому-то это будет сделать легко, кто-то испытает определенные сложности. А кто-то совсем не сможет быть эффективным в такой системе, и ему придётся уйти.
Основная идея такого управления - соединить интересы сотрудников, с интересами организации. Ведь большую часть жизни человек проводит на работе, и в норме он хочет хорошо делать то, чем занимается. Более того - все люди хотят заниматься чем-то осмысленным и важным.
Исходя из этого, чтобы ввести такой стиль управления в компании, нужно создать такую среду, в которой сотрудник может максимально проявляться. Делать что-то ценное, важное и за счет этого достигать высоких результатов. Получать удовольствие от работы.
Достигается такая среда за счет следующих действий:
- развития осознанности всех сотрудников. Чтобы они могли четко понимать, чего хотят достичь в профессии, в компании. Как могут на это влиять;
- установления удобных и эффективных правил работы, которые повышают качество результата;
- формирование справедливой (рыночной) оплаты труда и системы мотивации, связанной с главными показателями;
- принятие четко выстроенной системы ценностей и приоритетов компании. Правила, которые поддерживаются не только стандартами, но и реальным поведением руководителей и собственника.
продолжение уже скоро...
_________________________
Блог автора в Инстаграм www.instagram.com/natalya.sukhareva
В Фейсбуке https://www.facebook.com/natalya.sukhareva