Найти в Дзене

Линкор «Ямато», часть 3: октябрь 1944 года

Оглавление
(Продолжение, начало - см. части 1 и 2)
(Продолжение, начало - см. части 1 и 2)

-2

«Линкор «Ямато», часть 1: когда в Японии строят сверхдредноуты, в её морях становится больше рыбы»

«Линкор «Ямато», часть 2: 72 000-тонный ферзь в рукаве»

«Линкор «Ямато», часть 3: октябрь 1944 года»

«Линкор «Ямато», часть 4: 7 апреля 1945 года, охота на анкилозавра»

«Линкор «Ямато», часть 5: 7 апреля 1945 года, по другую сторону брони»

Взамен потерянных своих и против чужих авианосцев

В октябре 1944 года американцы начали высадку на Филиппины. Успех этих действий мог отрезать Японию от основных источников нефти и других видов сырья. Японское командование приняло решение о проведении генерального сражения.

«Ямато» перед выходом в море (кадр их современного художественного фильма). (*)
«Ямато» перед выходом в море (кадр их современного художественного фильма). (*)

Был приведен в действие план «Се-Го» («Победа»), признанный впоследствии незаурядным достижением оперативного искусства. Авианосные силы Императорского флота Японии к этому времени были почти выбиты, поэтому главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.

Северная группа вице-адмирала Дзисабуро Одзава, в которую входили 1 тяжелый и 3 легких авианосца, 2 линкора-авианосца, 3 легких крейсера и 8 эсминцев (в общей сложности всего лишь 108 самолетов), должна была стать приманкой для палубной авиации главной ударной силы американского флота —38-го оперативного соединения. Группа знала, что должна была стать жертвой.

Взлет истребителя Grumman F6F-3 «Hellcat». (*)
Взлет истребителя Grumman F6F-3 «Hellcat». (*)

Основной удар по десантным судам должно было нанести 1-е диверсионное соединение вице-адмирала Такэо Куриты. Это 5 линкоров (в том числе «Ямато» и «Мусаси»), 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев. Соединение должно было ночью преодолеть пролив Сан-Бернардино и утром атаковать транспортные суда с десантом у острова Лейте.

Поддержку ему оказывало более слабое 2-е диверсионное соединение вице-адмирала Сёдзи Нисимура, двигавшееся проливом Суригао.

В море Сибуян, 22 октября

1-е диверсионное соединение вышло в море. И уже 23 октября было атаковано американскими подлодками, которые отправили на дно два тяжёлых крейсера. Был потоплен флагман Куриты, тяжелый крейсер «Атаго», после этого тому пришлось перенести флаг на «Ямато». Вскоре от торпед другой субмарины был потерян тяжелый крейсер «Майя».

«Ямато» в море Сибуян. (*)
«Ямато» в море Сибуян. (*)

Утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось уже в море Сибуян, начались массированные, волна за волной, атаки американской палубной авиации. По тем или иным случайным причинам основные удары американцев пришлись на «Мусаси». В него попали несколько торпед и авиабомб. Из-за этого Курите пришлось снизить общую скорость до 22 узлов.

Море Сибуян, 24 октября 1944 года, линейный корабль «Мусаси» и эсминец под ударами авиации. (фото US Navy)
Море Сибуян, 24 октября 1944 года, линейный корабль «Мусаси» и эсминец под ударами авиации. (фото US Navy)

К началу второго часа линкор получил более десятка попаданий и был уже сильно поврежден, нарастали затопления, за кораблем тянулся след вытекающего мазута, скорость снизилась до 8 узлов. При нем пришлось оставить два эсминца. В 15 ч. 30 мин. Курита все-таки повернул назад к погибающему кораблю.

Дифферент на нос достиг критических восьми метров, крен на левый борт – 12 градусов. Вода заливала машинное отделение, «Мусаси» лишился хода и в 19 ч 36 мин перевернулся и ушел на дно. Эсминцы подобрали 1380 человек из его команды.

Море Сибуян, 24 октября 1944 года, попадание авиабомбы в линкор «Ямато». (фото US Navy)
Море Сибуян, 24 октября 1944 года, попадание авиабомбы в линкор «Ямато». (фото US Navy)

Cоединение Куриты оставалось тем не менее вполне боеспособным. Остальные линкоры не получили серьёзных повреждений, всё предназначавшееся для них принял на себя «Мусаси». Курита не был уверен в своих действиях и даже повернул на обратный курс. Однако Северная группа вице-адмирала Одзава выполнила роль приманки — главные силы 38-го оперативного соединения обрушились на неё, северные проливы остались без охраны.

Море Сибуян, 24 октября 1944 года, «Ямато» маневрирует под бомбами. (фото US Navy)
Море Сибуян, 24 октября 1944 года, «Ямато» маневрирует под бомбами. (фото US Navy)

Американский командующий доверился своим пилотов, докладывавшим о потоплении множества японских линкоров, и решил, что 1-е диверсионное соединение не представляет опасности. Курита тем временем получил вдохновляющий прямой приказ от главнокомандующего Объединённым флотом и двинулся вперёд.

Американские авианосцы в сопровождении эскорта. (фото US Navy)
Американские авианосцы в сопровождении эскорта. (фото US Navy)
Американские линкоры в кильватерном строю, вид с авианосца. (фото US Navy)
Американские линкоры в кильватерном строю, вид с авианосца. (фото US Navy)

Пролив Лейте

Ночью они на полном ходу без проблем прошли неохраняемый пролив Сан-Бернадино и вышли в залив Лейте. Около 6 ч 45 мин 25 октября японцы обнаружили американские корабли. Это была северная группа 7-го флота США (6 эскортных авианосцев, 3 эсминца и 4 эскортных миноносца).

Линкор «Ise» или «Hyuga» ведёт огонь главным калибром по воздушным целям. (фото US Navy)
Линкор «Ise» или «Hyuga» ведёт огонь главным калибром по воздушным целям. (фото US Navy)
Японский авианосец класса «Shokaku» под атакой 25 октября 1944 года. Позже этот корабль затонул. (фото US Navy)
Японский авианосец класса «Shokaku» под атакой 25 октября 1944 года. Позже этот корабль затонул. (фото US Navy)

На мостике «Ямато», оказавшегося в роли флагмана японского соединения, приняли противника за одну из быстроходных авианосных групп и полагали, что в её составе имеются крейсера. Но вступили в бой. В 6 ч 58 мин с «Ямато» вместе с другими кораблями впервые в своей карьере открыл огонь по захваченному врасплох надводному противнику дистанции 27 км. Целью стал авианосец «Уайт Плэйнс» («White Plains»), комендоры сочли, что добились попаданий.

К этому времени японский план начал работать. Часть сил американцы бросили против авианосцев Одзавы с его 108 самолетами в полупустых ангарах. В ходе ночного боя старые линкоры, прикрывавшие высадку на остров Лейте, уже уничтожили 2-ю диверсионную эскадру Нисимуры. В качестве прикрытия толпы десантных транспортов оставались только эскортные авианосцы и эсминцы.

Октябрь 1944 года, подготовка к вылету торпедоносцев TBF «Avenger». (фото US Navy)
Октябрь 1944 года, подготовка к вылету торпедоносцев TBF «Avenger». (фото US Navy)
На летной палубе авианосца. В другой авианосец уже почти попали. (фото US Navy)
На летной палубе авианосца. В другой авианосец уже почти попали. (фото US Navy)
Лёгкий авианосец «Chitose» или «Chiyoda» под ударом. (фото US Navy)
Лёгкий авианосец «Chitose» или «Chiyoda» под ударом. (фото US Navy)
Лёгкий авианосец «Zuiho» незадолго до гибели. Лётная палуба закамуфлирована под артиллерийский корабль меньших размеров. (фото US Navy)
Лёгкий авианосец «Zuiho» незадолго до гибели. Лётная палуба закамуфлирована под артиллерийский корабль меньших размеров. (фото US Navy)
Спуск флага на гибнущем «Zuikaku». (*)
Спуск флага на гибнущем «Zuikaku». (*)
Два раза продырявленный, но успешно вернувшийся «Эвенджер». (*)
Два раза продырявленный, но успешно вернувшийся «Эвенджер». (*)
Горящий американский авианосец «Princeton» (CVL-23). (*)
Горящий американский авианосец «Princeton» (CVL-23). (*)
«Birmingham» пытается тушить авианосец «Princeton». (*)
«Birmingham» пытается тушить авианосец «Princeton». (*)
Линкор «Ise» или «Hyuga» под ударом американской авиации. (фото US Navy)
Линкор «Ise» или «Hyuga» под ударом американской авиации. (фото US Navy)

Практически беззащитные в артиллерийской дуэли американские авианосцы бросились бежать, японские корабли отправились в погоню, отражая атаки эсминцев и получая удары с воздуха, которые оказались намного более эффективными корабельной артиллерии.

В течение последующих трёх часов корабли Куриты гнали и обстреливали многочисленные цели, полагая потопленными несколько американских авианосцев и крейсеров. Они не знали, что преследуют тихоходные эскортные авианосцы, и решили, что догнать их не удастся. Это оказалось ошибкой.

Стрельбе мешали периодические дождевые шквалы и дымовые завесы противника. Из-за большой разницы в скоростях японское соединение растянулось, Курита потерял управление боем. В 10 ч 20 мин расправившееся с плавучей мелочевкой 1-е диверсионное соединение вышло из боя и повернуло на обратный курс. Курита просто не знал, что имеет дело отнюдь не с полноценным авианосным соединением и его мощным линейным прикрытием.

В реальности же путь в залив Лейте, где сгрудились, как перепуганные овцы в овчарне, беззащитные американские транспорты с десантом, преграждали несколько тихоходных небольших кораблей. Избиение не состоялось. Путь на Окинаву был открыт.

25 октября несколько сотен американских самолетов обрушились на соединение Одзавы. Была уничтожена почти половина: 4 авианосца, лёгкий крейсер и 3 эсминца – в их числе флагман «Дзуйкаку». Сумели уцелеть и вернуться только 9 кораблей, в их числе крейсер «Оёдо», на который перешел Одзава.

Потери американской стороны в сражении в заливе Лейте составили 1 эскортный авианосец, 2 эсминца и 1 эскортный миноносец. Послевоенные исследования показали, что «Ямато» добился нескольких накрытий, но, скорее всего, ни одного попадания главным калибром не было.

Пожалуй, это было одно-единственное сражение в истории, когда крейсера и уже уходящие в историю всемогущие линкоры держали в прицелах быстро входящие в силу авианосцы. А те ответили массированными ударами своих самолетов. Японцы проиграли финал со счетом «три своих тяжелых крейсера за один авианосец».

Такой результат, даже если не учитывать растерянность японского адмирала, стал более чем знаковым. Эволюция морских вооружений привела к смещению линкоров с трона. Их время ушло навсегда. Даже уникальный по своим возможностям артиллерийский корабль способен забросить полуторотонный снаряд с ошибкой в несколько сотен метров только на четыре десятка километров.

В то время как десяток самолетиков со слепленного из какого-нибудь подходящего корыта и находящегося в безопасности, в сотнях километров, плавучего аэродрома без проблем могут привезти и положить почти точно на палубу или в борт любого супостата в несколько раз больше бронебойной взрывчатки.

Получивший в ходе сражения не менее пяти бомб и набравший снова около 3000 тонн воды «Ямато» вернулся в Японию только 22 ноября 1944 года. Где и был до января 1945 года поставлен на ремонт и очередную модернизацию

Тем временем война подошла вплотную к берегам Японии. 1 апреля 1945 года американские войска высадились на Окинаве. Началась последняя неделя жизни линкора «Ямато».

Продолжение – в «Линкор «Ямато», часть 4: 7 апреля 1945 года, охота на анкилозавра»

- - -

(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.