Найти тему
Николай Цискаридзе

О вере в людей и верности профессии

– Николай Максимович, все вас знают как очень преданного своим друзьям и ученикам человека. А смогли бы вы ради пользы дела, ради балета, сделать им больно, не дать роль, например, или отстранить от управления?

– Еще раз хочу повторить, я балет люблю больше. Это раз. Приведу вам пример, который для меня был очень сложным.

В 2019 году в Москве проходил конкурс «Русский балет», который патронирует Светлана Владимировна Медведева. Я был, конечно, в жюри и там были представители Московского и Петербургского училища.

Конечно, всем, кто был в жюри, было понятно, что Михаил Баркиджиджа был лидером. Он был младше всех, но этот мальчик превосходил всех, кто там участвовал, своим дарованием. Но из Московского училища там принимал участие сын моей подруги и внук моего педагога. И когда мы ставили оценки, я прекрасно понимал, какие люди будут «резать» моего ученика, как ему будут занижать оценки.

Миша Баркиджиджа
Миша Баркиджиджа

Если бы я занизил оценку сыну моей подруги, выиграл бы мой ученик, выиграл бы вчистую, потому что выигрыш у того мальчика получился в сотые доли и он получил гран-при. Мой ученик получил первую премию.

Я поставил честно, я не смог подсудить своему ученику. И когда еще не объявили результаты, а как вы понимаете, я в Большом театре все-таки один из самых главных и любимых людей, мне смской прислали, кто какие оценки выставил.

Я знаю, кто «зарезал» моего ученика. И когда я увидел, какие сотые доли выиграл тот мальчик, мне было очень смешно, потому что стоило всего лишь поставить ниже хотя бы на один балл… А если бы я поступил как они и поставил самый низкий балл, то тогда бы вообще ничего не было.

Анжелина Воронцова
Анжелина Воронцова

Мне моя любимая ученица Анжелина Воронцова очень давно сказала: «Николай Максимович, все ваши беды от того, что вы ко всем людям относитесь сообразно их профессиональным способностям. Вас все время предают и обманывают, потому что вы считаете, раз человек профессиональный, то он хороший».

А я не могу по-другому, к сожалению. Но я буду учиться делать выводы, вернее, уже давно учусь и делаю выводы.