Найти тему

Линкор «Ямато», часть 2: 72 000-тонный ферзь в рукаве

Оглавление
(Продолжение, начало - см. часть 1)
(Продолжение, начало - см. часть 1)
-2

«Линкор «Ямато», часть 1: когда в Японии строят сверхдредноуты, в её морях становится больше рыбы»

«Линкор «Ямато», часть 2: 72 000-тонный ферзь в рукаве»

«Линкор «Ямато», часть 3: октябрь 1944 года»

«Линкор «Ямато», часть 4: 7 апреля 1945 года, охота на анкилозавра»

«Линкор «Ямато», часть 5: 7 апреля 1945 года, по другую сторону брони»

Май 1942 года

27 мая 1942 г. после детального осмотра линкор был впервые признан вполне боеготовым.

«Ямато» по состоянию на 1942 г. (схема из Skulski J., «The battlе ship «Yamato», London,  1995) (*)
«Ямато» по состоянию на 1942 г. (схема из Skulski J., «The battlе ship «Yamato», London, 1995) (*)

В тех боях, для которых он был создан, самый большой в истории линкор был бы гарантированным приговором для большинства противников. Он располагал уникальными по своей базе (15 метров) дальномерами с отличной оптикой, расположенными на высоте 32 метров – это позволяло видеть противника в ясный день на удалении 50 километров, - и на удивление эффективными механическими счетно-решающими устройствами.

9 небывалых 460-мм орудий главного калибра «Ямато» со скорострельностью от полутора до двух выстрелов в минуту, могли поражать своими 1460-килограммовыми бронебойными снарядами даже самые защищенные из возможных целей на расстоянии до 42 километров.

Время полета снаряда на эту дистанцию 98,6 секунд, рассеяние при 4…5-орудийном залпе не больше 550 метров. 150-метровый корабль, заметивший вспышку, сможет переместиться за это время даже на полном ходу и даже по прямой меньше, чем на полтора километра. И будет накрыт при правильно назначенном упреждении. Услышать звук выстрела «Ямато» жертва смогла бы не ранее, чем через полминуты после прибытия первого снаряда.

Бронебойный снаряд «тип 91» на дистанции не более 20 км теоретически мог пробить вертикальную броню толщиной 570 мм, горизонтальную — 420 мм.

Сам линкор, по расчетам, должен был выдерживать удары по своей цитадели и башням с дистанций от 20 100 до 30 170 м 460–мм снарядов (не факт, что такое оружие могло быть у противника) – в зависимости от того, в какой район брони придется попадание. Бортовый пояс – 450 мм, главная палуба 200 … 230 мм, стены боевой рубки 500 мм, лоб башен ГК – непревзойденные больше нигде и никем 650 мм.

Но уникальный корабль, естественно, имел и свои недостатки.

Силовая установка мощностью 150 000 л.с. при огромном водоизмещении (конструкторы все же могли бы более тщательно соблюдать весовую дисциплину – или добавить мощности) позволяли ему развивать максимальную скорость 27,5 узла, т.е. 51 км/ч, вполне на уровне автомобиля в городе. Но это было на несколько узлов меньше, чем у большинства его оппонентов, в том числе американских авианосцев. Что имеет особое значение при длительном движении в режиме преследования быстроходного противника или, наоборот, при необходимости от него оторваться.

Качество брони несколько уступало тому, что было на американских кораблях. Имел место хоть и не оказавшийся роковым, просчет в конструкции противоторпедной защиты. Многочисленная, увеличивающаяся при каждой модернизации зенитная артиллерия не имела должного уровня систем целеуказания и единого управления. Радар, как и во всем Императорском флоте, появился довольно поздно – в области электронных средств наблюдения и связи «белые варвары» имели несомненное преимущество, особенно ночью и в непогоду.

Башни 155-мм противоминной (т.е. против не самых серьезных кораблей, на которые нелепо расходовать главный калибр) артиллерии имели неадекватно слабую броневую защиту: 75 … 25 мм. Авиабомба или тяжелый снаряд могли легко проломить такую скорлупу и пройти вплоть до погребов боезапаса.

Причем такой гостинец при определенных углах попадания мог через эту «потерянную чешуйку дракона» попасть прямо в погреб главного калибра.

Июнь 1942 года

4 … 6 июня 1942 года «Ямато» в качестве флагмана Объединённого флота формально участвовал в сражении у атолла Мидуэй. Но находился на 300 миль (в двух сутках хода) позади японских авианосцев и не имел столкновений с противником. Итогом этого знаменитого сражения стало уничтожение четырех авианосцев Императорского флота и отказ от проведения десантной операции.

Командующий Исороку Ямамото управлял своими силами, естественно, не через посыльные суда, а по зашифрованным каналам радиосвязи – но никто в Японии тогда не догадывался, что американцы давно знают коды противника и успешно расшифровывают радиоперехваты.

Лето 1942 года – конец 1943 года

12 августа 1942 г. «Ямато» в составе эскадры и под флагом командующего отбыл на атолл Трук, крупнейшую базу японского флота в центре Тихого океана.

Командование берегло свои линкоры для предполагаемого генерального сражения с американским флотом. Такая доктрина чем-то напоминает ранние фильмы бондианы, где в финале каждого сюжета главный герой всенепременно начинает и, естественно, сокрушительно побивает морду самому главному здешнему мерзавцу.

Еще одна из немногочисленных из-за многолетней завесы строгой секретности фотографий: «Ямато» (на переднем плане) и его близнец «Мусаси» (прибыл сюда в начале 1943 г.) на стоянке у атолла Трук. (*)
Еще одна из немногочисленных из-за многолетней завесы строгой секретности фотографий: «Ямато» (на переднем плане) и его близнец «Мусаси» (прибыл сюда в начале 1943 г.) на стоянке у атолла Трук. (*)

Командование Императорского флота упустило возможность такого влияния этих кораблей на ход войны, которое могло бы быть соизмеримо с их внезапным появлением в решающий момент в самом нужном месте самого важного сражения.

Самое сильное воздействие всегда производит не сама опасность или проблема, а невнятная угроза. Самое страшное на передовой, в глухой чащобе, за поворотом окопа или в замке с приведениями – это неопределенность, ожидание, непонятные шорохи, шаги за спиной, чьи-то тени в мутных туманах.

Надо было все же дать просочиться некоторой части данных о линкорах класса «Ямато» и позволить противнику спиной почуять, что на шахматной доске есть место и для более чем реальных ферзей. Тогда американские планировщики и стратеги чувствовали бы себя не так уверенно и вольготно при разработке операций. А действия сил США в итоге стали бы намного более боязливыми, скованными и менее эффективными. Но несколько лет они были как расхаживающие по мясницкой колоде курёнки, даже не подозревающие о существовании топора над головой.

Но это не было сделано. Только в 1944 году авиаразведка доложила о замеченных издали в идущем японском ордере силуэтах двух необычно больших кораблей. Наверное, тогда у многих в американских морских верхах, где сведущих в матчасти гораздо больше, чем в сухопутных штабах, невольно похолодело в загривке.

Действительность в который раз продемонстрировала, что военноначальники всегда готовятся к прошедшим, понятным им битвам. В реальности война на Тихом океане стала выматывающей чередой многочисленных небольших столкновений. Силы и ресурсы японского флота таяли, американская промышленность успешно наращивала обороты – а в это время сильнейшие японские линкоры, как драгоценные и всемогущие фамильные катаны в ножнах, отстаивались на стоянках вдалеке от боев.

Ироничное сравнение с точки зрения практической полезности могущественных «Ямато» и «Мусаси» с Великой китайской стеной и пирамидами Древнего Египта появилось в Императорском флоте не сразу, но не на пустом месте.

В мае и июле «Ямато» прошел модернизацию (увеличилось количество 25-мм зенитных автоматов, был установлен радиолокатор тип 21). Пользуясь оказией, новейшему кораблю поручили перевезти предметы снабжения и пополнение для базы «японского Сингапура». Позже он два раза выходил в море в составе эскадры по поводу возможных атак островов Уэйк и Эниветок (безрезультатно).

12 декабря 1943 г. «Ямато» в составе конвоя, снова в роли, позор джунглям, войскового транспорта, был отправлен в Йокосуку. Где, взяв на борт пехотный полк, под охраной двух эсминцев и отправился обратно. Маршрут должен был пролегать через Трук и Кавиенг (Новая Ирландия) и далее к островам Адмиралтейства.

25 декабря 1943 г., в качестве подарка на Рождество, северо-восточнее Трука эскадру зафиксировал радар уже предупрежденной подводной лодки «Скейт», которая патрулировала в этом районе.

Крейсерская подводная лодка «Скейт» (SS-305) (*)
Крейсерская подводная лодка «Скейт» (SS-305) (*)

Совершавший очередной поворот в рамках обязательного движения противолодочным зигзагом «Ямато» совершенно неожиданно оказался в удобном для субмарины положении. Одна из выпущенных веером четырех торпед с 270 кг в зарядном отделении попала в правый борт линкора у кормовой башни главного калибра. Последовал очень сильный взрыв, погреб башни затопило, корпус набрал около 3000 тонн воды.

Эсминцам не удалось уничтожить «Скейт» глубинными бомбами. А «Ямато» дохромал до Трука и позже отбыл в Японию, снова на ремонт.

Январь - апрель 1944 года

К апрелю 1944 года «Ямато» прошёл не только ремонт, но и модернизацию в Куре. Две бортовые 155-мм башни были заменены на шесть 127-мм орудий, снова увеличено количество 25-мм зенитных автоматов, установлены новые радиолокаторы и пеленгатор (копия немецкого «Метокса»).

«Ямато» по состоянию на апрель 1944 г. (*)
«Ямато» по состоянию на апрель 1944 г. (*)

Июнь 1944 года

В июне 1944 года «Ямато» наконец-таки удалось принять участие в не слишком удавшемся сражении в Филиппинском море. Соединение включало в себя также его систершип «Мусаси», старые линкоры «Конго» и «Харуна», семь тяжелых крейсеров и три легких авианосца с неполными авиагруппами. Собственно говоря, именно от последних соблазнительные тяжелые корабли и должны были отвлечь внимание американской палубной авиации (не удалось).

«Ямато» впервые открыл огонь главным калибром по реальной (воздушной) цели своими особыми (оказавшимися, по результатам этих первых полноценных испытаний, весьма не эффективными) шрапнельными зенитными снарядами. Позже выяснилось, что он обстрелял своих, 4 «зеро» получили небольшие повреждения.

Продолжение – в «Линкор «Ямато», часть 3: октябрь 1944 года»

- - -

(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же», «требую продолжения банкета!»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.