За неделю каникул на почту пришло 5 писем с пометкой «Обязательно поучаствовать». Письма содержали положения предстоящих мероприятий: участие в научно-практической конференции, два конкурса, онлайн-олимпиада и одна акция. Окинув беглым взглядом письма с положениями, решила их все проигнорировать. Могу позволить, я же на больничном. Думала прокатит.
Но сегодня пришло напоминание о необходимости участие в конкурсе лучшего урока по ФГОС.
Ладно, посмотрим, что там требуется. Есть у меня один готовый открытый урок, который еще нигде на «светила», если не считать его показа на МО. Открыла положение и начала его изучать подробнее. Подгонять урок под технические требования данного конкурса нужно было бы два-три дня. Хотела было уже начать правку, не откладывая в долгий ящик, но в какой-то момент внутри меня начался протест: «Зачем мне это нужно? Зачем тратить личное время на то, что мне не интересно и не принесет никакого удовольствия и удовлетворения? Поучаствовать ради галочки и очередного бесполезного сертификата, которые и так уже некуда девать? СТОП!!!»
Что такое, вообще, этот урок по ФГОС? Я по этим стандартам работаю с 2008 года, еще с апробации. Но вот, честное слово, так и не смогла принять все эти новшества. То ли слишком глубоко сидит методика традиционного преподавания, то ли я сама такая консервативная, но одним словом – не срослось. Нет, я справилась, но не приняла.
12 лет назад взяла два 1-х класса, один из которых шел по новым стандартам, а другой по обычной программе. Для эксперимента эти два класса очень хорошо укладывались в различные мониторинги и сравнительную статистику, но вовсе не потому, что одних учили по-новому. Просто изначально класс на апробации был сильнее. Соответственно и результаты показывал лучше. А на практике это выглядело так: в одном классе три урока в неделю, а в другом три урока, плюс две внеурочки по предмету. Три года я встречалась с детьми пять раз в неделю, а в 4 классе у меня с ними добавился еще один час – проектная деятельность, соответственно 6-й час в неделю. В средней школе ситуация по часам немного выровнялась. В ФГОСовском классе было два урока и одна внеурочка, а в другом - просто три часа уроков. После 9-го класса из традиционного класса остался лишь один ученик, зато из другого класса ушли единицы. В 10-11-х классах сравнивать уже стало некого. За всю мою педагогическую деятельность я не проводила столько времени с одним классом, и не удивительно, что этот класс стал самым любимым. В прошлом году они успешно сдали ЕГЭ и поступили в ВУЗы, но самое интересное, чего я совсем не ожидала, так это то, что пятеро моих учеников поступили в педагогические ВУЗы и выбрали мой предмет для получения профессии.
Если взять непосредственно сам урок по ФГОС, то чем он отличается от традиционного. Самое основное, это способ получения информации. По замыслу прородителей ФГОС ученик сам должен сформулировать тему урока и его цели, сам добывать информацию, обосновывая ее истинность. Роль учителя направлять и координировать деятельность обучающихся. Основная цель – самостоятельность. В таком случае, я не понимаю, почему во время дистанта было столько претензий, что дети находятся, практически, на самообучении. Так ведь это ж и есть принцип ФГОС. Сам обучился, сам поставил себе оценку, сам рефлексировал. Так нет же, все хотят традиционных объяснений и разжевываний учебного материала. Иначе не понять. А самостоятельно нынешние дети так и не научились работать.
Вот и получается, что все открытые уроки мы проводим по ФГОС и хлопаем в ладоши, как все замечательно. А ежедневно обучать приходится традиционно, чтобы получить прочные знания и умения.
Абсолютно не исключаю возможности, что кто-то ведет ежедневно уроки по ФГОС, применяет новые образовательные технологии, развивает у детей УУД, имеет отличные результаты и научил-таки детей обучаться самостоятельно, лишь направляя его в нужное русло.
А вы ведете уроки традиционно или в соответствии с ФГОС?