Освенцим, 1941 год.
Максимилиан Кольбе был польским монахом-францисканцем, который вернулся в Польшу в 1936 году после путешествия по Азии в качестве миссионера.
После начала Второй мировой войны Кольбе был одним из немногих монахов, оставшихся в своем монастыре, который он помог превратить во временный госпиталь.
Монастырь, названный Непокалановым и основанный Кольбе, также служил убежищем для солдат, которые были ранены в сентябрьской кампании, ознаменовавшей начало вторжения Германии в Польшу (1939). Это также было безопасным убежищем для беженцев — независимо от их религии или национальности.
19 декабря 1939 года город был захвачен немцами. Вскоре гестапо арестовало Кольбе и еще четырех монахов. 8 декабря он был освобожден и продолжил свою работу — в монастыре содержалось около 2000 евреев и печатались антинацистские издания.
Так вот, этот человек помогал защищать беженцев и лечил раненых солдат и даже после того как он был арестован и заключен в тюрьму гестапо — он продолжать защищать евреев и даже публиковал антинацистские материалы!
17 февраля 1941 года нацисты закрыли монастырь и арестовали Кольбе — Кольбе был отправлен в Освенцим 28 мая.
Несмотря на то, что Кольбе находился, в буквальном смысле слова, в аду на земле, он продолжал быть священником. За это его избивали, били плетью, мучали. Он страдал, но все еще оставался священником.
В июле 1941 года некоторым заключенным удалось бежать из лагеря. Разъяренный заместитель начальника лагеря Карл Фрич выбрал десять человек, чтобы они умерли от голода в подземном бункере, чтобы предотвратить дальнейшие попытки побега.
Один из избранных мужчин не выдержал и закричал:
"Моя жена! Дети мои!". Кольбе, не раздумывая, шагнул вперед, чтобы добровольно занять его место. Он даже не знал этого человека.
К 14-му дню без воды и пищи Кольбе был единственным, кто остался в живых. Охранники, которые хотели, чтобы бункер опустел, вошли и ввели ему смертельную дозу карболовой кислоты; Кольбе, как говорят, поднял левую руку и ждал укола.
15 августа его кремировали.
Но как быть с человеком, которого он спас?
Франтишек Гаевничек, чье имя Кольбе так и не узнал, был сержантом польской армии, захваченным гестапо при попытке пересечь границу Словакии.
Гаевничек выжил в Освенциме и был отправлен в Заксенхаузен. Ему предстояло провести пять лет и пять месяцев между Освенцимом и Заксенхаузеном, прежде чем его освободят союзники. После освобождения Гаевничек воссоединился со своей женой Еленой.
И все это благодаря жертве Кольбе.
Несмотря на то, что Елена выжила, их сыновья не смогли выжить: они погибли во время советской бомбардировки оккупированной нацистами Польши-как раз перед его освобождением.
Франтишек Гаевничек был в Ватикане в 1971 году на беатификации Кольбе — он был одним из первых, кто выступил с речью:
- Я хочу выразить свою благодарность за дар жизни."
Он снова был в Ватикане, когда Кольбе был канонизирован, став святым Максимилианом Кольбе.
Гаюничек умер 13 марта 1995 года в возрасте 95 лет - через целых 53 года после того, как Кольбе пожертвовал своей жизнью. Пятьдесят три года, которых у него никогда бы не было, если бы не священник, которого он никогда не знал.
Это показывает, что даже в самых темных местах есть надежда, доброта и любовь.