Планируя работу с детьми, необходимо учитывать их возраст. От этого зависит содержание программ досуга, игровой деятельности. Игры- состязания, игры- конкурсы. Их огромное многообразие. При организации какой - либо игры или состязания необходимо
познакомиться с характерными элементами состязательности, соревнования в играх. Состязанием (конкурсом) может быть вся игра, а могут быть и отдельные элементы. На игре возможен шум и смех, и движение, но важно соблюдать правила.
Выбор ведущего. Качества, которыми должен обладать ведущий: обаяние, голос, дикция, интеллект, культура общения с аудиторией, внешний вид.
Необходимо сделать разбор важных элементов подготовки игры (реквизит, вопросы, наглядность, место проведения). Обсуждение вопросов в игре, подготовка ответов. Нахождение и составление вопросов в викторинах.
Примерный перечень проводимых игр.
1 Турнир – викторина.
Задачи игры: расширять кругозор детей в определенной области знаний, стимулировать появление вопросов, учить работать в небольшом коллективе.
"Цепочка", "Атака веером", "Оборона – веером", "Перекрестный поединок".
Темы турнира – викторины: "Времена года", "Моя страна", "Домашние растения", "Народные приметы", "Овощи и фрукты", "Сказки", "Культура поведения", "Дорога и транспорт", "Детские писатели", "Домашние животные", "Профессии".
2 "Разнобой" – это обмен знаниями из различных областей. Проводится игра по двум вариантам:
· Дети состязаются в разных областях знаний
· Каждая команда выступает организатором одного из туров состязания и участницей остальных туров.
3 "Брэйн – ринг"
Задачи игры: развитие сообразительности, быстроты мышления, умения работать в составе небольшой группы.
Игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название брэйн – ринга (англ. брэйн – мозг, рассудок) говорит о том, что игроки собираются на площадке (ринге) для состязания в знаниях, в умениях быстрее соперника найти ответ.
4 "Поле чудес"
Задачи игры: стимулировать интерес к определенной отрасли знаний, развивать смекалку, догадливость, творческие способности.
5 "Счастливый случай"
Задачи игры: дать детям возможность показать свои знания по широкому кругу вопросов, касающихся окружающей жизни воспитывать интерес друг к другу.
6 "Рыцарский турнир вежливости"
В рыцарском турнире происходит состязание в знании правил вежливости, этикета в умении общаться, правильно себя вести.
Цель данного занятия – воспитание гуманных отношений между мальчиками и девочками. Задачи: учить правилам общения, правилам культурного поведения. Дать знания об истории этикета.
7 Что? Где? Когда? или "Самый умный"
Задачи: Развитие познавательной активности учащихся. Игра проводится в два этапа – отборочный и заключительный, то есть сама игра.
8 "Аукцион знаний"
Это познавательная игра, требующая от детей знаний, которые они могут получить в период подготовки к игре.
Просмотр фильмов: "Лавка, кресло, царский трон", "Шапочное знакомство", "Гриб, ты какой", "В краю листопадных лесов", "Животные красной книги"и др.
Оформление книжной выставки.
Задачи игры: найти познавательный материал о каком-либо предмете, явлении; учить работать с различными источниками знания; показать необъятность человеческих знаний даже о простых, известных всем предметах и явлениях.
9 "Конкурс загадок".
Конкурс – один из видов интеллектуального состязания. Задачи конкурса загадок: испытать сообразительность ребят; развивать способность к выдумке; учить работать с книгой, искать нужную информацию.
Команды придумывают себе названия, оформляют их в виде загадок, чтобы другие команды его отгадали, (загадать в рисунке, в словесной форме).
Рисуется предмет, о котором все будут сочинять загадки. Изготовление книжки загадок.
"Конкурс пословиц и поговорок". Проводится аналогично предыдущему. Участие детей в праздниках "Кузьминки", "Покров".
Игры – путешествия.
Роль игр – путешествий в развитии познавательных способностей. Знакомство детей с особенностями организации таких игр. Составление маршрутного листа. Необходимость знаний о городе, стране, их истории, обычаях и традициях. Знания о растительном и животном мире.
Примерный перечень игр.
1 Игровая программа "Веселая – экскурсия". Путешествие по интересным местам города.
2 "Путешествие по профессиям от А до Я" – В этой игре систематизируются знания о профессиях. Проводятся различные виды конкурсов и заданий: "Кто больше назовет профессий". (Детям показывают буквы, они называют профессии).
Книжка – словарь профессий, составляется ребятами. Ролевая игра "Все работы хороши". Стихи Джанни Родари "Чем пахнут ремесла". Игра: "Сложи названия" (Детям даются названия профессий на разрезанных карточках, им нужно сложить слово и рассказать о профессии.) Игра: "Защита профессий" (Группы детей выбирают профессию, защищают ее в творческой форме").
3 "Путешествие в страну веселых друзей. Задачи: развитие творческих способностей; объединение детей и родителей; расширение знаний. Детей встречают город Сказок, Театральная площадь, Дворец загадок, улица Художественная, переулок Музыкальный, улица Лесная.
Путешествие готовится ребятами заранее; кукольное представление, разучивание загадок песен, танцев, музыкальных игр.
Игры читателей. Международный День книги (1 апреля).
Книга - источник знаний. Кто много читает, тот много знает. Привлечение внимания детей к сказкам, развитие желания их читать. Работа небольшими группами. Подготовка и проведение игровых программ по прочитанной книге.
Примерный перечень игровых программ.
1 "В гостях у Корнея Чуковского".
· Викторина по сказкам К. Чуковского,
· сценки по его произведениям,
· рисунки по сказкам выполняют дети,
· аукцион "Кто больше знает произведений К. Чуковского",
· создание рисованного фильма.
2 Книжная ярмарка.
Это коллективное творческое дело.
Подготовительная работа: рисование иллюстраций к книгам; изготовление книжек малышек, вернисаж; реклама книг; подготовка рассказа о понравившейся книге.
3 Устный журнал.
Серия коротких выступлений (страничек) детей. Задачи: развитие творческих способностей, речи, умение дружно и согласованно решать вопросы. месте весело шагать
ДОЧКИ-МАТЕРИ
конкурсно – игровая программа
для детей и родителей ко Дню матери
В конкурсе участвуют команды каждого класса. В состав команды входят две мамы и две девочки.
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы пригласили на праздник наших любимых мам.
Мама – первое слово,
Главное слово в нашей судьбе!
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе!
А проводим мы сегодня веселую конкурсно-игровую программу “Дочки-матери”. В игре принимают участие три команды. Приглашаем команды на сцену.
Конкурс первый “Знакомство”. Это домашнее задание. Командам нужно было приготовить рассказ о себе, о своей команде, придумать шуточное название, девиз, песню.
Конкурс второй “Разминка”. Участникам нужно ответить на шуточные вопросы. Команда, давшая больше ответов за минуту, считается победителем конкурса.
Конкурс третий “Пуговка” Нужно пришить быстро и качественно пуговицу. Сложность в том, что пуговица вырезана из картона и имеет диаметр 20см.
Игра со зрителями. Назовите песни, где встречается слово “мама”.
Конкурс четвертый “Школьное меню”. В ресторане “Школьник” предлагается меню:
· котлета “Опять двойка”;
· геометрический картофель;
· коктейль “Химическая реакция”;
· пирожное “Классное”;
· салат “Отличник”.
Задача участников описать из чего приготовлены эти блюда.
Игра со зрителями. Назовите школьные предметы на букву “П”. (Можно на любую другую букву).
Конкурс пятый “Музыкальный”. Нужно спеть детскую песенку “Пусть бегут неуклюже” так как ее спели бы:
· кошачий табор;
· группа маленьких поросят;
· ансамбль бродячих собак;
· капелла коров;
· куриная вокальная группа;
· гусиный хор.
Конкурс шестой “Косички”. Нужно прицепить как можно больше резиночек к волосам девочки всего за одну минуту.
Конкурс седьмой “Сложный”. Приглашаются одна мама и одна девочка. Девочка получает таблички с надписями “Сердце”, “Почки”, Печень”, “Желудок”. Задача девочки – прикрепить эти таблички к маме правильно.
Конкурс восьмой “Танцевальный”. Нужно станцевать “Цыганочку”, “Ламбаду” и “Танго”. Во время танцев включается музыка, совсем не соответствующая танцу. Задача участниц – не сбиться.
Конкурс девятый “Мумия”. Каждой команде выдается по два рулона туалетной бумаги. Одну из мам нужно “превратить в мумию”, т.е. замотать бумагой.
Конкурс десятый “Частушечный”. Это тоже домашнее задание. Нужно было придумать частушки на школьную тему, а сейчас их исполнить.
В конце подводятся итоги. У нас не было проигравших. Победили все! Главное – участие! Для всех участниц были приготовлены призы.