Мне так много пишут, что я не успеваю читать все комментарии. Думаю, многие хотели бы быть на моем месте. Триста тысяч человек посетили мой блог за время его существования. Большая часть - этой осенью.
Иногда присылают интереснейшие вопросы. Я пишу на разные темы, но православие - вот что волнует русского человека сильнее всего. Недавно получила такой вопрос (к тексту "Что есть истина?"):
Автор, Вы читали ветхий завет? Книгу Иисуса Навина, пророчества Захарии, исход? Что вы думаете о жестокости ветхозаветного бога? Ведь именно Яхве Христос называет своим отцом, что бы ни говорили о том, что ветхий завет не для христиан.
До сих пор не ответила - писала ответ и бросила на середине. Слишком важный вопрос.
Сегодня я была на Причастии. Уже привыкла к Архиерейскому Богослужению - оно отличается от обычного. Мне нравится смотреть, как облачают Архиерея. Это так красиво, что, пожалуй, ни с чем не сравнится.
Сегодня во время Литургии, когда Епископ был уже в Алтаре, он стоял спиной к людям, и в один момент, когда мальчик-иподьякон должен был снять с его головы золотую сверкающую митру, он этого не сделал, и тогда Епископ сам снял митру. Иеромонах Марк тут же исполнил роль служки - взял митру из его рук и положил на Престол. Через несколько секунд один из мальчиков заметил, наконец, подошел и забрал ее.
Несколько раз гасли свечи в руках Епископа, которыми он благословлял людей.
Богослужение состоит из тысячи великолепных мелочей. Как было бы прекрасно, если бы люди вернулись к утраченным традициям!.. И всей толпой кланялись бы на словах: "Приидите поклонимся и припадем ко Христу..."
Утро было таким красивым. Яркое солнце освещало иконостас. Когда Епископ произносил с амвона проповедь, луч солнца лежал на его золотом посохе и мне очень запомнилось это сияние.
Но сильнейшее впечатление... Когда перед Причастием речь произносил Священник, а я стояла прямо у солеи, он сказал, что римский император, который казнил святого, чей памяти посвящен этот день, поклонялся "непобедимому солнцу".
Должно быть, он удивился, увидев мои глаза в ту секунду, но вида не подал. И это не первый случай - с тех пор как я бросила читать роман Виктора Пелевина "Непобедимое солнце", часто что-либо напоминает мне о нем в Храме.
Как, например, словосочетание "непобедимая победа", на которое я обратила внимание в неделю празднования Крестовоздвижения: "...есть бо нам спасительное сие Древо / oружие мира, непобедимая победа."
Так мир подталкивает меня вернуться и дочитать роман. Помнится, Раскольников, быть может, и не убил бы Алену Ивановну, если бы не случай - сделал ненужный крюк и зашел на Сенную... Когда мне было пятнадцать и я первый раз читала "Преступление и наказание", меня поразила эта деталь настолько, что я была уверена: будь я способна понять смысл этой случайности, то разгадала бы все загадки... Я была чрезвычайно самонадеянна и смотрела на мир с позиции человека, который собирается завоевать этот мир.
Только что написала одному очень важному для меня человеку короткое письмо. Он ответил: "Снега нет, но уже задувает от души, иногда дамбу закрывают от высокой волны, пландемия, а так, как и во всей стране - интересно, загадочно, кто виноват, своя игра и что, где, когда)))"
Я знаю, что скоро пандемия пойдет вниз, а к лету закончится. Будет культурный подъем, будет много выставок и концертов, появятся новые имена, люди будут гулять ночами, в церквях все свечи будут раскуплены.
Если вернусь в Питер, буду ходить по всем культурным событиям с другом Митей, у которого новая камера - топ уровня. Писать репортажи. Пока не удалось ощутимо заработать на Дзене, но это возможно.
Но есть у меня мечта - писать о Церкви изнутри, поездить по монастырям и там наснимать на самую обычную камеру таких кадров, каких ни у кого нет. На этом особо не заработаешь, разве что - на проезд и на суп с хлебом. Но, согласитесь, этого достаточно для жизни.
Сегодня Епископ произносил речь о богаче и Лазаре. Под конец развеселил меня, сказав, что никого из нас Лазарем не назовешь. А я, честное слово, в детстве думала о том, что между мной и ним очень много общего...
Я говорю правду: будь я здорова, собралась бы в дорогу. Взяла бы с собой немного одежды, Евангелие и деревянный крест, который попал ко мне случайно и с тех пор переезжает из квартиры в квартиру вместе со мной. И так - из монастыря в монастырь - путешествовала бы.
Эта мечта слишком прекрасна.