Привет, дорогие читатели! И снова я возвращаю вас в прошлый век. Но что поделать - к сожалению, современных разработок (от и до) практически нет, но и про те имеющиеся единицы я расскажу, но потом! А сегодня поведаю вам очень интересную историю...
Дело в том, что во времена СССР начались исследования и разработки летательных аппаратов, которые при полете создают экранный эффект. Это один из интереснейших и неповторимых проектов.
В 1987 году конструктором В. Кирилловых был представлен ракетоносный боевой экраноплан "Лунь", вес которого составлял 400 тонн. Он оснащался 6-ю (по три на каждой стороне) крылатыми ракетами 3М80(М) типа "Москит".
Конструктором было задумано деление корпусной части экраноплана на 4 области, каждая из которых имела свою непосредственную функцию.
Так, носовая часть служила помещением для оборудования, обеспечивающего движение "Луня" и включало в себя:
- рубку для экипажа;
- пилон;
- вспомогательные двигатели;
- системы силовой установки;
- главные двигатели.
Средняя область включала в себя часть от носовой до средней линии корпуса, в котором размещены:
- боевое оборудование;
- каюта;
- камбуз;
- туалет.
Кормовая, идущая от средней части корпуса до кормы, оснащен аппаратурой для испытаний.
Киль, которая тоже входит в эту область:
- радиоэлектронная аппаратура для навигации;
- аппаратура для связи;
- установка электроэнергетического блока для стояночного питания;
Помещение для стрелка предусмотрено в точке пересечения киля и стабилизатора в 12-ти м от ватерлинии.
Автономность экраноплана - 5 суток.
Теперь поговорим о том, что такое экранный эффект. Это способность нагнетать воздух, используя законы физики, то бишь создание некой воздушной подушки. Это необходимо для того, чтобы создать повышенное давление под нижними плоскостями крыльев, что удается лишь на небольшой высоте (до 1 м). Так как высота зависит от среднего значения аэродинамической хорды, то естественно, длину крыла стараются немного увеличить.
Экраноплан - это очень выгодное изобретение, так как он обладает такими несоизмеримыми качествами как:
- хороший скоростной режим;
- живучесть;
- высокие показатели экономичности и грузоподъемности;
- отличные боевые характеристики;
- малозаметность;
- иммунитет к противокорабельным минам;
- безопасность;
Это не полный набор положительных качеств, так как следует учитывать и то, что экраноплану не нужна особая поверхность для совершения посадки, он может легко это сделать везде, включая бушующее море.
Он намного безопаснее обычных самолетов, ведь всегда при какой-либо неисправности есть возможность посадить аппарат для устранения причин неполадок и все равно, какая это будет поверхность. Даже если этой поломкой окажется двигатель - не все так плачевно, ведь это компенсируется возможностью запуска двигателя стартовой группы.
При всех этих достоинствах, включая ненадобность взлетно-посадочной полосы, ложка дегтя тоже имеется:
- высота - то есть велика вероятность встреч с птицами;
- управление - тут нужны особые навыки, нежели просто умение управлять самолетом;
- расход - при подъеме такого аппарата требуются дополнительные топливные затраты, особенно на старте.
Как я уже писал выше, экранопланы в состоянии вывезти 6 ракет типа "Москит" ЗМ-80. К примеру, 4 такие ракеты легко устранят любой корабль, вне зависимости от его величины.
Что касается конкретно экраноплана "Лунь", то он сейчас ржавеет на территории завода "Дагдизель" в г. Каспийске, где его пытались "довести до ума", но так и забросили эту идею, хотя немало сил было вложено для того, чтобы его туда доставить. Оно, почему-то и не странно. Лично я еще не слышал, чтобы в Дагестане чем-то удивили мир, что было и то теперь в застое.
Но все-таки испытания "Лунь" проходил, включая полеты, стрельбы, высадку десанта и т.д. в этом духе. Последний полет этого шедевра проходил в качестве опытного и было это в далеком 1989-м году. А теперь уже, после 30-тилетнего простоя он вряд ли еще поднимется, так и развалится под брезентовой накидкой или без...
И как всегда, наши современные министры не намерены тратить деньги на возобновление, что уж говорить о тиражировании "Луня". Более того, было предложено сделать его музейным экспонатом, но и для этого оказалось, что денег нет, ведь это надо транспортировать, латать, красить....
Даже новый проект ударных экранопланов - А-050 со взлетным весом в 54 тонны, начатый в 2018 году был брошен. Скажу больше того - теперь запланировано в 2020 году представить аппарат, имеющий грузоподъемность почти 300 тонн, но 2020-й год подходит к концу, а воз и ныне там...
А теперь коротко о главном - модификация "Лунь":
длина - 73.8 м;
высота - 19.2 м;
пустой вес - 243 т;
максимальный вес - 380 т;
размах крыла - 44 м;
площадь крыла - 550 м2;
двигатель - 8ТРД НК-87;
тяга - 8х13000 кгс;
скорость максимальная - 500 км/ч;
практическая дальность - 2000 км;
высота полета на экране - 1-5 м;
мореходность - 6 баллов;
вооружение - 6 ПУ ПКР ЗМ-80 "Москит"
На этом все, дорогие читатели. Согласитесь, что "Лунь" красив и бесподобен! Пишите и выражайте свое мнение в комментариях! Обязательно подписывайтесь на канал и ставьте лайк!
До новых встреч!