Я страшно хотела и боялась пересматривать этот фильм. В «Одержимости» Дэмиана Шазелла прекрасное рождается в сложном испытании. В нем жестокость – инструмент огранки великого. В нем сила целеустремленного человека затмевает боль.
Девятнадцатилетний Эндрю Ниман учится в музыкальном колледже в Нью-Йорке и хочет стать великим барабанщиком. Его путь к вершине предопределен: лучший колледж сраны, лучший учебный оркестр, Линкольн-центр. Его замечает дирижер Флетчер, известный своей жесткой манерой преподавания, и приглашает в свой оркестр. Эндрю попадает в эмоциональный вихрь унижений, соперничества, манипуляций. Флетчер не гнушается ничего, чтобы заставить подопечного выкладываться на грани своих возможностей. Для Эндрю желание становиться лучше и понравиться Флетчеру сливаются в единую одержимость. Ослеплённый своей страстью он забывает не только своих друзей и родных, но и с самого себя.
Противостояние между ними бьет подергивающейся мимикой. Ритм растет. Эндрю терпит неудачу на конкурсе, взрывается от гнетущего напряжения и набрасывается на Флетчера. Дирижера отстраняют от преподавания, а Эндрю исключают из колледжа. Позже они случайно встречаются в джаз-баре, как близкие после ссоры. Флетчер признается: всю жизнь он требовал большего, чем ученики-музыканты сами ожидали от себя. Он положил свою карьеру на то, чтобы найти своего великого подопечного, но не нашел. В финале Флетчер дает последнее испытание Эндрю, из которого тот выходит великим музыкантом.
Какова цена величия – центральная проблема для режиссера Дэмиана Шазелла. Он обращается к ней и в нашумевшем киномюзикле «Ла-ла ленд», где главные герои жертвуют отношениями ради творческого успеха. А в «Одержимости» бескомпромиссный успех Эндрю, кажется, оправдывает жестокость Флетчера и страдания на пути становления.
«— А где же грань? Может, вы перестараетесь, и тогда новый Чарли Паркер сломается и не станет Чарли Паркером?
— Нет, что ты, нет. Настоящий Чарли Паркер никогда не сломается».
Холодный блеск неоднозначности методу Флетчера придает эпизод с самоубийством бывшего ученика. Мурашки бегут от осознания жертвы, которую он готов принести в погоне за талантом. И вдруг цель больше не оправдывает средства.
У фильма меткое оригинальное название - “Whiplash”, хлыст. Плотная сюжетная линия и частые эмоциональные всплески создают динамичность, честная игра актеров обнажает чувствительность. Кино со свистом пролетает мимо зрителя и хлестко ложится, оставляя колкое жжение.