Космос опасен. Если мы вспомним тот же шаттл Сhallenger, то возникает вопрос - из-за чего он не пересек линию Кармана?
Это произошло по вине людей, которые допустили челнок к запуску в неподходящее время.
Но что еще может происходить на земле?
Давайте вспомним последние старты детища Илона Маска "Falcon 9". Во время запуска миссии GPS III SpaceX заметила странное поведение двух двигателей первой ступени. Но что с ними произошло и почему об этом стало известно после 100 успешных полетов компании, а также как крошечный кусочек лака мог приостановить полёты самой летающей ракеты современности? За 2 секунды до старта стало видно зеленую вспышку, как раз в момент отмены запуска.
Зелёная вспышка означает, что произошло зажигание двигателей. Дело в том, что на ступени их 9 и 2 из них запустили слишком рано. Датчик показал, что давление в камере преждевременно повысилось и пуск был прерван автоматикой.
SpaceX начали искать причину, но при проверке на месте ничего очевидного не было обнаружено. В итоге двигатели сняли и отправили на полигон Макгрегор в Техасе, там компания провела несколько тестов. Они помогли обнаружить блокировку предохранительного клапана в газогенераторе. Небольшое количество вещества блокировало клапан, из-за чего он срабатывал немного раньше чем предполагалось. Причиной стали остатки специального изолирующего лака, который используется в процессе производства.
Он наносится для обработки алюминиевых компонентов газогенератора. Вообще, лак должен был быть удален в процессе сборки, но по какой-то причине небольшое его количество попало в отверстие диаметром менее двух миллиметров. Кстати, лак похож на лак для ногтей и он красного цвета. Лучше не красить ногти рядом с газогенератором :)
Сам лак не новинка, он часто используется в аэрокосмической отрасли. Но что могло случиться, если бы запуск состоялся? Однозначного ответа дать нельзя, но есть два варианта. Если бы прерывание старта не сработало, вполне вероятно, ничего бы страшного не произошло. Но иногда такие проблемы могут вызвать небольшие повреждения двигателя, которые могут привести уже к более серьезным проблемам. Хотя Falcon 9 может вывести груз и с парой отключенных двигателей, но скорее всего уже без посадки.
Не зря сейчас ракеты имеют много двигателей - это уменьшает шанс остаться без тяги. Вспомним запуск Сатурна-5 - в миссии "Аполлон 6" во время работы второй ступени 2 из 5 двигателей отключились, благо компьютер понял, что двигателей маловато и заставил их работать дольше.
Но вернемся в SpaceX. Присутствие лака было обнаружено еще на 3 двигателях, однако работа по поиску еще не завершена - компания проверяет другие двигатели на наличие излишков лака - он был обнаружен в основном на новых двигателях, которые были построены недавно а не на двигателях, которые уже использовались в полетах Компания Илона Маска проверила все двигатели для миссий GPSи CREW1 а также были проверены и вакуумные двигатели.
Но почему это произошло только спустя 100 успешных запусков? Тут SpaceX не может дать точного ответа. Вероятнее всего, что поставщик изменил процедуру удаления лака, поскольку эта конкретная обработка выполняется сторонним подрядчиком. Возможно, такие случаи были некоторое время назад, но они были настолько безобидными, что даже не рассматривались как проблема. Сейчас происходит замена двигателей для миссии CREW 1.
Кстати, инцидент не был пропущен NASA. После случившегося агентство хотело бы увидеть запуск миссии GPSдо CREW 1.
Лучше посмотреть как ведут себя двигатели со спутником под обтекателем, а не с людьми на борту -ведь никто не хочет заходить дальше тестов системы аварийного спасения.
Ракетная техника требует большого внимания к деталям. Это всегда вызов и это всегда сложно. Будем надеяться что поломок в космонавтике станет меньше, а запуски ракет станут обыденностью!