Святой Крест (Сурб Хач) - армянский монастырь в Крыму (г. Старый Крым).
Кстати, недавно решила рисовать. Так получилось, что мне показали как это делать маслом на холсте... А так как Сурб Хач одно из самых любимых мест- родилась картина:
В воскресный день крымской осени грех не прогуляться в интересное место. И чтоб отдых был не только интересным но и полезным духовно и физически - в который раз, я отправилась на территорию армянского монастыря в г.Старый Крым - Сурб Хач (устар. Сурп-Хач; арм. Սուրբ Խաչ [suɾpʰ χɑtʃʰ]).
Богатство истории нашего города поражает ни только нас, местных жителей, но и отдыхающих, которые оставив море - приезжают в обитель круглогодично.
Наш город издревле многонационален. В разные промежутки времени он был пристанищем разных племен, национальностей, народов...
Армяне с древних времен проживали на полуострове. А вот массовое переселение народа началось в середине 14 века. В то время город Къырым (ныне Старый Крым) был административным центром Крымского Юрта и резиденцией эмира Крыма (Золотая Орда), по дозволению правителя в Тавриду приехали армяне из разрушенной землетрясением средневековой столицы царства Багратидов -города Ани (трагедия случилась в 1319 году). Так начала формироваться армянская диаспора Крыма. И именно поэтому, в то время, строились активно монастыри, обители, храмы.
Сделав первый шаг на территорию, знайте - Вас охраняют божественные силы. Ведь вы на территории намоленной веками. При входе установлены стелы, в которых зашифрована надпись "Сурб-Хач", они были привезены из Армении в 2008 году.
Из различных источников, от настоятеля монастыря - отца Мхитара, почерпнула много информации, чем и делюсь:
Основатель монастыря в Старом Крым - Ованес Себастаци. Он был духовным предводитель армян в Крыму. Предание гласит: Ованес Себастаци находясь в лесистой долине горы Святого Креста (другие названия: Грыця, Святая, Монастырская) близ города Кырым, увидел в небе огненный крест и решил основать в этом месте монастырь.
Ованес вместе с братом, в 1358 году, выкупили земельный участок размером 50 гектар и начали строительство . Сейчас, кстати, площадь, занимаемая монастырем - всего 3,5 гектара.
Существует мнение, что монастырь был построен как защита от обращения в католическую веру, так как генуэзцы ( г.Кафа, ныне Феодосия) предпринимали попытки обращать армян в католицизм.
Сегодня, находясь в прохладных стенах монастыря, можно представить себе его жизнь, хотя, конечно же, здесь все совершенно по - другому.
Все строения на территории монастыря, даже сейчас, напоминают оборонительные сооружения. И это не спроста - так как близость Крымского ханства, нападение турок, генуэзцев представляла собой угрозу. Одна из характерных черт крепостей того времени - узкие окна в стенах, которые выполняли роль бойниц.
Маленький дворик перед входом в храм – это оружейная. Прихожане при входе в храме оставляли здесь свое оружие.
В XIV-XV вв. Процветал, находясь на пути из Феодосии в Судак, получал немалую прибыль от путников, купцов,паломников...Монастырь был очень авторитетен и знаменит, что подтверждается документами того времени, место написания которых обозначено как: "у подножия монастыря Сурб-Хач".
В XVII—XVIII веках, судя по строительным надписям на стенах обители, монастырь неоднократно перестраивается, для нужд растущей общины. В то время Сурб Хач стал основным центром паломничества Армянской Церкви на территории Северного Причерноморья.
На территории сохранились (полностью, частично, отреконструированные):
- Храм обители (1358 г.), Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) — идентификация строения стала возможной, благодаря сохранившейся стихотворной надписи барабана купола церкви («Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…»).
Считается то первый настоятель тайно вывез святыню из города Ани, и с 1385 года пять веков она хранился в нём. Ему приписывается божественная сила исцеления, исполнения желаний. Поэт Людвиг Дурьян писал: И вот уже хачкар-святыня,Невольник путников-армян,Седою окружен полынью,Глядится в тихий вольный Дон,И город Нор-Нахичеван.
Храм, для многих необычен, например,в отличие от православных храмов, все свечи – и за упокой, и за здравие – ставятся в одном месте, вне зависимости от формы подсвечника. Кстати, традиционно подсвечники - это емкости с песком или водой - это истинное чудо! Четыре стихии одномоментно объединяются, наделяя силой светлый помысел молящегося!
Ещё, что поразительно- свечи уложены на деревянном столике, в открытом доступе. В столешнице есть прорезь, где каждый может, по возможности оставить пожертвование. Богослужители очень чутки к прихожанам, и готовы, если это необходимо, поделиться бесплатно свечами с малоимущими! Великая мудрость...
У входа в двери храма – надгробные плиты. Вступая в обитель - вы перешагиваете эти плиты, под которыми -захоронения основателей монастыря и монахов, которые здесь некогда жили. Считалось, что быть захороненным у входа в храм - наивысшая честь. «Когда верующий человек по надгробию заходит в храм – это для них это уже благословение».
Считалось, что быть захороненным у входа в храм - наивысшая честь. «Когда верующий человек по надгробию заходит в храм – это для них это уже благословение».
В храме, как наиценнейший экспонат представлена, справа от алтаря, икона «Мигающий Иисус». Уникальность данной иконы неоспорима.
В мире существуют только 3 списка с оригинала (оригинал - полотнище, которым было накрыто лицо Иисуса после смерти и на котором отпечаталось его изображение).
Одно находится в монастыре Сурб-Хач, другое - в Грузии и третье в кафедральном соборе в Риме.
Икона написана таким образом, что при взгляде на нее с разных ракурсов Иисус словно то смотрит на вас, то глаза его закрыты, то глаза его полны слез или крови.
- притвор с башней (дата постройки - конец 14 века). Имел два входа в южной и западной стенах.
Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами.
- братский корпус(кельи (1694 год),
над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми её постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…».
Изначально все монахи жили в одной келейной, после строение перестроилось и "поделилось" на кельи площадью примерно 2*2 м. в каждой комнате находился камин. В кельях монахи спали и молились. Самая большая келья предназначалась для настоятеля монастыря.
Недалеко от келий, также находилась одна общая душевая.
Здание двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами.
Кельи второго этажа имели вход с помоста, который опирался на сохранившиеся до сих пор каменные базы.
- трапезная (18 век).
было 2-е трапезные (одна для мирян, другая - для монахов).
Все помещения в монастыре отапливались только каминами, а пища готовилась на печи.
Под зданием трапезной были подвальные помещения, которые многие называли подземельем, а в советские времена существовала легенда, что подземные ходы ведут в сам город Солхат, иные утверждали, что в Топловский монастырь ( близ с. Тополевка).
В зале помещения устроены камин и печь(справа).
В трапезной сохранилась плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)».
- Внутренний дворик, в котором под лестницей, ведущей на второй этаж, надстроенный над трапезной, расположен фонтан (сейчас он безводен). Вода поступала во все помещения по глиняным трубам( галерейкам) из источников гор.
- гостиница для паломников (время постройки - вторая половина 19 века).Была надстроена над трапезной , этот этаж предназначался для гостей, так как возросло число посещавших его богомольцев.
Для всех страждущих, подвергавшихся гонению двери обители были открыты.
Этаж был разрушен в 40-х годах XX века и воссоздан на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия.
- три фонтана (18-19 века)
К сожаления в 70-х годах с него исчезла плита из проконнесского мрамора, на ней были изображены два ангела, возносящие канфар — богослужебный сосуд, из которого выступает латинской формы крест; под чашей — шлемовидное изображение клобука (головной убор), а по сторонам его курчавые клубящиеся облака.
Второй фонтан имеет изящно профилированные наличник полукруглой арки и декоративный пояс, сложный по рисунку карниз, венчающий каменный резервуар. В «сталактитовой» нише — узорчатые резные камни с «сельджукским» орнаментом, а посредине хачкар с фигурами каких-то святых.
- лестница (19 века).
До 1917 года монастырь владел наделами земли в разных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин (равная 2400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га).
В 1925 году как духовное учреждение, ликвидируется. Его здания были переданы в ведение Крым Охриса, вплоть до Великой Отечественной войны, располагался детский лагерь, а после санаторий для больных туберкулезом, и даже склады.
В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались.
Все времена армянская диаспора подчинялась управлению церкви, в частности в крыму - Сурб Хач был главной "инстанцией" и хранителем, духовно сплачивая народ, сохранял на чужбине родной язык, обычаи, письменность и безусловно веру.
С 2008 года, после основательной, очередной реставрации, мужской монастырь стал вновь действующим, начали проводиться службы, церковные праздники.
В данный момент настоятель святой обители - иеромонах Мхитар Григорян, назначенный на эту должность Армянской Апостольской Церковью.
Так как это действующий монастырь - в корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен...
В монастыре богослужение проходит ежедневно, в воскресенье проводится литургия (дословный перевод - "совместное дело"). Проводится по воскресеньям и церковным праздникам.
Во время Таинства совершается приложение хлеба и вина в в честь Тела и Крови Господней и Причащение верных.
Также стало уже традицией в стенах обители, в середине июля, ежегодно, праздновать праздник вардавара (перевод - розы в цвету).
В этот день люди дарят друг другу цветы, отдавая предпочтение розам. Считается,что тому, кто попадет под брызги "розовой" воды, грядущий год принесет счастье.
В празднества, независимо от национальности и вероисповедания, приехать может каждый, и окунуться ( в прямом и переносном смысле) в традиционные армянские гулянья.
За многие года существования, здесь отдыхали, жили и творили деятели искусства, знаменитые личности.
Например Волошин в 1894 году писал:
Лес высокий и тенистый,
Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
А! Так вот он, монастырь!
Что ж однако? Где же люди?
Вкруг всё тихо. Лишь журча,
В арке белого фонтана
Льется светлая струя…
Я чувствую спокойствие в этом месте. Пенье птиц тут звонко, как и капли воды.
Воздух в любое время года - прохладен, свеж.
Наивысшая радость - после рабочего дня приехать погулять по лесу, саду, храму монастыря, напитаться энергией и умиротворением.
Адрес: Республика Крым, Кировский район, город Старый Крым.
Телефон: +7 (36555) 5 13 50
GPS координаты: 45.000742, 35.062577
Обязательно подпишитесь на мой канал, чтоб не пропустить новые статьи о Крыме, моем Крыме, моими глазами. Всех благ Вам, мира и здравия.
p.s. дополнительная информация:
- В начале XVII века в Сурб-Хаче некоторое время жил поэт и писец Степанос Тохатеци. В монастыре, в частности, была написана поэма «Жалобы на комаров и мух», по которой можно составить представление о быте монахов.
- 11 апреля 1624 года монастырь разорили донские казаки. («Донские казаки захватили "верхний квартал" города Эски-Крым, разорили армянский монастырь Сурб-Хач и захватили в плен множество христиан.»)
- В 1778 году в рамках переселения армян из Крымского ханства в Россию, организованного Екатериной ll, духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон — где основывается город Нахичевань-на-Дону и уже в 1783 году закладывается новый монастырь с тем же именем.
- В конце 1980-х и в 1990-е гг. в обители проводились реставрационные работы.
- В 1994 году в храме Сурб-Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращён Армянской Апостольской Церкви. Первые нерегулярные богослужения стали проводиться с 1993 года.
- Сурб-Хач — является памятником национального значения и состоит на государственном учёте с 1963 года.
- Является единственным сохранившимся монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV—XIX веков на территории Крыма.
- В настоящее время в помещении рядом с трапезной находится музейная экспозиция, посвящённая истории монастыря. Некоторые ценности Сурб-Хача ныне можно видеть в музеях Феодосии. Так, в Феодосийском краеведческом музее хранятся резные деревянные двери из монастыря, датируемые XVII веком, а в Феодосийской картинной галерее висит портрет Хорена Степанэ, бывшего настоятелем монастыря в конце XIX века, кисти Ивана Айвазовского.
- Из книги «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства» под редакцией Н.В Мирзабековой приведены любопытные факты из истории монастыря, в том числе и знаменитого хачкара. Оказывается, что ещё краевед Хачерес Поркшеян в 1960-е годы рассказал в одной из своих публикаций бытовавшую среди нахичеванцев легенду о происхождении хачкара Сурб Хача. Ещё при жизни Иисуса Христа в I веке армяне из Ширака ( сейчас Нахичеван в Азербайджане) послали к Спасителю людей с просьбой прислать к ним своих учеников, чтобы те укрепили их в вере. Просьба была исполнена. Действительно апостолы Фаддей и Варфоломей пришли на армянскую землю. По легенде они освятили этот хачкар, назвав его Сурб Хач (Святой Крест). Эта же легенда описана в книге «Путешествие в Польшу и другие местности, обитаемые армянами, потомками жителей города Ани» Минасом Бжишкяном (Минас Медици), изданной впервые в Венеции 1830 году. По описаниям, речь идёт о хачкаре, хранящемся в ростовском Сурб Хаче.
- Этот монастырь не был действующим за всю историю своего существования только 2 раза: первый раз при Екатерине Великой, когда армян переселяли из Крыма в донские степи, второй раз – при советской власти: после революции монастырь был ликвидирован, а на его месте устроен пионерский лагерь.
Благодарю Вас, за то,что дочитали до конца. Мне это важно.
Не забудьте подписаться на канал, чтоб не пропустить новости и интересности о Крыме!
С Уважением, Анастасия Солодовникова.