Найти тему
Мой Крым - моя планета

Сурб Хач в Крыму. Обособленный мир армянской церкви, в горной части Крыма.

Оглавление

Святой Крест (Сурб Хач) - армянский монастырь в Крыму (г. Старый Крым).

Самый узнаваемы ракурс достопримечательного места.
Самый узнаваемы ракурс достопримечательного места.

Кстати, недавно решила рисовать. Так получилось, что мне показали как это делать маслом на холсте... А так как Сурб Хач одно из самых любимых мест- родилась картина:

-2

В воскресный день крымской осени грех не прогуляться в интересное место. И чтоб отдых был не только интересным но и полезным духовно и физически - в который раз, я отправилась на территорию армянского монастыря в г.Старый Крым - Сурб Хач (устар. Сурп-Хач; арм. Սուրբ Խաչ [suɾpʰ χɑtʃʰ]).

Богатство истории нашего города поражает ни только нас, местных жителей, но и отдыхающих, которые оставив море - приезжают в обитель круглогодично.

Наш город издревле многонационален. В разные промежутки времени он был пристанищем разных племен, национальностей, народов...

Армяне с древних времен проживали на полуострове. А вот массовое переселение народа началось в середине 14 века. В то время город Къырым (ныне Старый Крым) был административным центром Крымского Юрта и резиденцией эмира Крыма (Золотая Орда), по дозволению правителя в Тавриду приехали армяне из разрушенной землетрясением средневековой столицы царства Багратидов -города Ани (трагедия случилась в 1319 году). Так начала формироваться армянская диаспора Крыма. И именно поэтому, в то время, строились активно монастыри, обители, храмы.

Сделав первый шаг на территорию, знайте - Вас охраняют божественные силы. Ведь вы на территории намоленной веками. При входе установлены стелы, в которых зашифрована надпись "Сурб-Хач", они были привезены из Армении в 2008 году.

стелы - Хачкары(крест-камень) с ритуальной армянской резьбой.
стелы - Хачкары(крест-камень) с ритуальной армянской резьбой.

Из различных источников, от настоятеля монастыря - отца Мхитара, почерпнула много информации, чем и делюсь:

-4

Основатель монастыря в Старом Крым - Ованес Себастаци. Он был духовным предводитель армян в Крыму. Предание гласит: Ованес Себастаци находясь в лесистой долине горы Святого Креста (другие названия: Грыця, Святая, Монастырская) близ города Кырым, увидел в небе огненный крест и решил основать в этом месте монастырь.

Ованес вместе с братом, в 1358 году, выкупили земельный участок размером 50 гектар и начали строительство . Сейчас, кстати, площадь, занимаемая монастырем - всего 3,5 гектара.

Существует мнение, что монастырь был построен как защита от обращения в католическую веру, так как генуэзцы ( г.Кафа, ныне Феодосия) предпринимали попытки обращать армян в католицизм.

Кельи монахов (то,что вы видите -  результат реставрации 80-х годов).
Кельи монахов (то,что вы видите - результат реставрации 80-х годов).

Сегодня, находясь в прохладных стенах монастыря, можно представить себе его жизнь, хотя, конечно же, здесь все совершенно по - другому.

Все строения на территории монастыря, даже сейчас, напоминают оборонительные сооружения. И это не спроста - так как близость Крымского ханства, нападение турок, генуэзцев представляла собой угрозу. Одна из характерных черт крепостей того времени - узкие окна в стенах, которые выполняли роль бойниц.

Маленький дворик перед входом в храм – это оружейная. Прихожане при входе в храме оставляли здесь свое оружие.

-6

В XIV-XV вв. Процветал, находясь на пути из Феодосии в Судак, получал немалую прибыль от путников, купцов,паломников...Монастырь был очень авторитетен и знаменит, что подтверждается документами того времени, место написания которых обозначено как: "у подножия монастыря Сурб-Хач".

В XVII—XVIII веках, судя по строительным надписям на стенах обители, монастырь неоднократно перестраивается, для нужд растущей общины. В то время Сурб Хач стал основным центром паломничества Армянской Церкви на территории Северного Причерноморья.

-7
-8
-9

На территории сохранились (полностью, частично, отреконструированные):

  • Храм обители (1358 г.), Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) — идентификация строения стала возможной, благодаря сохранившейся стихотворной надписи барабана купола церкви («Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…»).
Ценнейшая святыней храма Сурб-Хач - хачкар (камень – крест) IV – VI века.
Ценнейшая святыней храма Сурб-Хач - хачкар (камень – крест) IV – VI века.

Считается то первый настоятель тайно вывез святыню из города Ани, и с 1385 года пять веков она хранился в нём. Ему приписывается божественная сила исцеления, исполнения желаний. Поэт Людвиг Дурьян писал: И вот уже хачкар-святыня,Невольник путников-армян,Седою окружен полынью,Глядится в тихий вольный Дон,И город Нор-Нахичеван.

В подвалах монастыря сохранились реликвии - наиважнейшие рукописи , самыми бесценными из них является  -Священное Слово( хранятся в институте древних рукописей Матенадаране (Ереван).
В подвалах монастыря сохранились реликвии - наиважнейшие рукописи , самыми бесценными из них является -Священное Слово( хранятся в институте древних рукописей Матенадаране (Ереван).
-13
Алтарь храма.
Алтарь храма.

Храм, для многих необычен, например,в отличие от православных храмов, все свечи – и за упокой, и за здравие – ставятся в одном месте, вне зависимости от формы подсвечника. Кстати, традиционно подсвечники - это емкости с песком или водой - это истинное чудо! Четыре стихии одномоментно объединяются, наделяя силой светлый помысел молящегося!

Ещё, что поразительно- свечи уложены на деревянном столике, в открытом доступе. В столешнице есть прорезь, где каждый может, по возможности оставить пожертвование. Богослужители очень чутки к прихожанам, и готовы, если это необходимо, поделиться бесплатно свечами с малоимущими! Великая мудрость...

-15

У входа в двери храма – надгробные плиты.
У входа в двери храма – надгробные плиты.

У входа в двери храма – надгробные плиты. Вступая в обитель - вы перешагиваете эти плиты, под которыми -захоронения основателей монастыря и монахов, которые здесь некогда жили. Считалось, что быть захороненным у входа в храм - наивысшая честь. «Когда верующий человек по надгробию заходит в храм – это для них это уже благословение».

Считалось, что быть захороненным у входа в храм - наивысшая честь. «Когда верующий человек по надгробию заходит в храм – это для них это уже благословение».

 икона «Моргающий Иисус».
икона «Моргающий Иисус».

В храме, как наиценнейший экспонат представлена, справа от алтаря, икона «Мигающий Иисус». Уникальность данной иконы неоспорима.

В мире существуют только 3 списка с оригинала (оригинал - полотнище, которым было накрыто лицо Иисуса после смерти и на котором отпечаталось его изображение).

Одно находится в монастыре Сурб-Хач, другое - в Грузии и третье в кафедральном соборе в Риме.

Икона написана таким образом, что при взгляде на нее с разных ракурсов Иисус словно то смотрит на вас, то глаза его закрыты, то глаза его полны слез или крови.

вход в храм
вход в храм
  • притвор с башней (дата постройки - конец 14 века). Имел два входа в южной и западной стенах.

Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами.

-19

  • братский корпус(кельи (1694 год),
-20

над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми её постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…».

Изначально все монахи жили в одной келейной, после строение перестроилось и "поделилось" на кельи площадью примерно 2*2 м. в каждой комнате находился камин. В кельях монахи спали и молились. Самая большая келья предназначалась для настоятеля монастыря.

Недалеко от келий, также находилась одна общая душевая.

Здание двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами.

результат реставрации 80-х годов . Работа реставраторов полностью повторила технологию возведения 15 века.
результат реставрации 80-х годов . Работа реставраторов полностью повторила технологию возведения 15 века.

Кельи второго этажа имели вход с помоста, который опирался на сохранившиеся до сих пор каменные базы.

-22
  • трапезная (18 век).
очаг в первом зале трапезной
очаг в первом зале трапезной

было 2-е трапезные (одна для мирян, другая - для монахов).

Все помещения в монастыре отапливались только каминами, а пища готовилась на печи.

Под зданием трапезной были подвальные помещения, которые многие называли подземельем, а в советские времена существовала легенда, что подземные ходы ведут в сам город Солхат, иные утверждали, что в Топловский монастырь ( близ с. Тополевка).

В зале помещения устроены камин и печь(справа).

В трапезной сохранилась плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)».

  • Внутренний дворик, в котором под лестницей, ведущей на второй этаж, надстроенный над трапезной, расположен фонтан (сейчас он безводен). Вода поступала во все помещения по глиняным трубам( галерейкам) из источников гор.
-24
  • гостиница для паломников (время постройки - вторая половина 19 века).Была надстроена над трапезной , этот этаж предназначался для гостей, так как возросло число посещавших его богомольцев.

Для всех страждущих, подвергавшихся гонению двери обители были открыты.

Этаж был разрушен в 40-х годах XX века и воссоздан на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия.

  • три фонтана (18-19 века)
первый от входа родник - фонтан
первый от входа родник - фонтан
Верхний фонтан. Это сооружение конца XVIII — начала XIX в.
Верхний фонтан. Это сооружение конца XVIII — начала XIX в.

К сожаления в 70-х годах с него исчезла плита из проконнесского мрамора, на ней были изображены два ангела, возносящие канфар — богослужебный сосуд, из которого выступает латинской формы крест; под чашей — шлемовидное изображение клобука (головной убор), а по сторонам его курчавые клубящиеся облака.

второй, самый роскошный Фонтан
второй, самый роскошный Фонтан

Второй фонтан имеет изящно профилированные наличник полукруглой арки и декоративный пояс, сложный по рисунку карниз, венчающий каменный резервуар. В «сталактитовой» нише — узорчатые резные камни с «сельджукским» орнаментом, а посредине хачкар с фигурами каких-то святых.

  • лестница (19 века).
-28

До 1917 года монастырь владел наделами земли в разных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин (равная 2400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га).

Фото копия документа, подтверждающих право на земельный удел для нужд монастыря.
Фото копия документа, подтверждающих право на земельный удел для нужд монастыря.

В 1925 году как духовное учреждение, ликвидируется. Его здания были переданы в ведение Крым Охриса, вплоть до Великой Отечественной войны, располагался детский лагерь, а после санаторий для больных туберкулезом, и даже склады.

В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались.

Все времена армянская диаспора подчинялась управлению церкви, в частности в крыму - Сурб Хач был главной "инстанцией" и хранителем, духовно сплачивая народ, сохранял на чужбине родной язык, обычаи, письменность и безусловно веру.

С 2008 года, после основательной, очередной реставрации, мужской монастырь стал вновь действующим, начали проводиться службы, церковные праздники.

В данный момент настоятель святой обители - иеромонах Мхитар Григорян, назначенный на эту должность Армянской Апостольской Церковью.

-30

Так как это действующий монастырь - в корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен...

В монастыре богослужение проходит ежедневно, в воскресенье проводится литургия (дословный перевод - "совместное дело"). Проводится по воскресеньям и церковным праздникам.

Во время Таинства совершается приложение хлеба и вина в в честь Тела и Крови Господней и Причащение верных.

Также стало уже традицией в стенах обители, в середине июля, ежегодно, праздновать праздник вардавара (перевод - розы в цвету).

В этот день люди дарят друг другу цветы, отдавая предпочтение розам. Считается,что тому, кто попадет под брызги "розовой" воды, грядущий год принесет счастье.

В празднества, независимо от национальности и вероисповедания, приехать может каждый, и окунуться ( в прямом и переносном смысле) в традиционные армянские гулянья.

За многие года существования, здесь отдыхали, жили и творили деятели искусства, знаменитые личности.

Например Волошин в 1894 году писал:

Лес высокий и тенистый,

Всюду горы и пустырь.

Что такое? Стены зданья!

А! Так вот он, монастырь!

Что ж однако? Где же люди?

Вкруг всё тихо. Лишь журча,

В арке белого фонтана

Льется светлая струя…

Я чувствую спокойствие в этом месте. Пенье птиц тут звонко, как и капли воды.

Воздух в любое время года - прохладен, свеж.

Наивысшая радость - после рабочего дня приехать погулять по лесу, саду, храму монастыря, напитаться энергией и умиротворением.

-31

Адрес: Республика Крым, Кировский район, город Старый Крым.

Телефон: +7 (36555) 5 13 50

GPS координаты: 45.000742, 35.062577

Обязательно подпишитесь на мой канал, чтоб не пропустить новые статьи о Крыме, моем Крыме, моими глазами. Всех благ Вам, мира и здравия.

p.s. дополнительная информация:

  • В начале XVII века в Сурб-Хаче некоторое время жил поэт и писец Степанос Тохатеци. В монастыре, в частности, была написана поэма «Жалобы на комаров и мух», по которой можно составить представление о быте монахов.
  • 11 апреля 1624 года монастырь разорили донские казаки. («Донские казаки захватили "верхний квартал" города Эски-Крым, разорили армянский монастырь Сурб-Хач и захватили в плен множество христиан.»)
  • О монастыре в своей работе упоминает находившийся в регионе автор XVIII века Иоганн Тунманн.
  • В 1778 году в рамках переселения армян из Крымского ханства в Россию, организованного Екатериной ll, духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон — где основывается город Нахичевань-на-Дону и уже в 1783 году закладывается новый монастырь с тем же именем.
  • Обитель изображена на картине Богаевского «Старый Крым» (1903).
  • В конце 1980-х и в 1990-е гг. в обители проводились реставрационные работы.
  • В 1994 году в храме Сурб-Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращён Армянской Апостольской Церкви. Первые нерегулярные богослужения стали проводиться с 1993 года.
  • Сурб-Хач — является памятником национального значения и состоит на государственном учёте с 1963 года.
  • Является единственным сохранившимся монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV—XIX веков на территории Крыма.
  • В настоящее время в помещении рядом с трапезной находится музейная экспозиция, посвящённая истории монастыря. Некоторые ценности Сурб-Хача ныне можно видеть в музеях Феодосии. Так, в Феодосийском краеведческом музее хранятся резные деревянные двери из монастыря, датируемые XVII веком, а в Феодосийской картинной галерее висит портрет Хорена Степанэ, бывшего настоятелем монастыря в конце XIX века, кисти Ивана Айвазовского.
  • Из книги «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства» под редакцией Н.В Мирзабековой приведены любопытные факты из истории монастыря, в том числе и знаменитого хачкара. Оказывается, что ещё краевед Хачерес Поркшеян в 1960-е годы рассказал в одной из своих публикаций бытовавшую среди нахичеванцев легенду о происхождении хачкара Сурб Хача. Ещё при жизни Иисуса Христа в I веке армяне из Ширака ( сейчас Нахичеван в Азербайджане) послали к Спасителю людей с просьбой прислать к ним своих учеников, чтобы те укрепили их в вере. Просьба была исполнена. Действительно апостолы Фаддей и Варфоломей пришли на армянскую землю. По легенде они освятили этот хачкар, назвав его Сурб Хач (Святой Крест). Эта же легенда описана в книге «Путешествие в Польшу и другие местности, обитаемые армянами, потомками жителей города Ани» Минасом Бжишкяном (Минас Медици), изданной впервые в Венеции 1830 году. По описаниям, речь идёт о хачкаре, хранящемся в ростовском Сурб Хаче.
  • Этот монастырь не был действующим за всю историю своего существования только 2 раза: первый раз при Екатерине Великой, когда армян переселяли из Крыма в донские степи, второй раз – при советской власти: после революции монастырь был ликвидирован, а на его месте устроен пионерский лагерь.

Благодарю Вас, за то,что дочитали до конца. Мне это важно.

Не забудьте подписаться на канал, чтоб не пропустить новости и интересности о Крыме!

С Уважением, Анастасия Солодовникова.