Наконец мы рассмотрели всё, что достойно внимания на перекрестке Чапаевской и Венцека (в прошлом – Николаевской и Заводской). Пора двинуться дальше в сторону Ленинградской.
Этот участок улицы один из самых тихих: трамвайные пути, свернув на Венцека, сюда не идут и машин не так много, потому что здесь нет сквозного проезда, улица пересекается пешеходной зоной. Конечно же, такое место идеально подходит для музыкальной школы, и она тут есть.
Детская музыкальная школа №1 имени Д. Д. Шостаковича открылась в доме №80 еще в 1933 году. С тех пор многие выпускники школы, продолжив свое образование в музыкальных училищах и вузах, распространились далеко за пределы Самары. Где их только нет! Они и в Белграде, и в Дюссельдорфе, и в Штутгарте, и в составе «Виртуозов Москвы». Немало их осталось и в Самаре, они преподают, руководят учебными заведениями, играли и играют в оркестрах города.
Даже во время Великой отечественной войны ДМШ №1 продолжала работать. Правда, преподавателей и учеников тогда осталось совсем мало. Школа на время переехала в другое здание на площадь Революции и занимала там всего три комнаты. А в роскошном доме №80 разместилось эвакуированное из Москвы посольство Японии.
Напомню, что Япония, хотя и была союзником Германии, подписала с Советским Союзом пакт о нейтралитете. СССР только в августе 1945 года объявил Японии войну, а до этого страны поддерживали дипломатические отношения.
Сотрудники японского посольства и жили, и работали в доме №80, а вот ужинать предпочитали в нескольких кварталах отсюда на улице Куйбышева в ресторане гостиницы «Гранд-Отель» (сейчас «Бристоль-Жигули»), где проживали иностранные журналисты, в том числе американские и японские.
Во время одного из таких ужинов 8 декабря 1941 года (то есть на следующий день после нападения Японии на Перл-Харбор) состоялась знаменитая драка между американскими и японскими журналистами (сведения об участии в драке дипломатов противоречивы). Началось всё со словесной перепалки, потом в дело пошли кулаки, посуда и мебель. К счастью, серьезных травм никто не получил. Милиция разняла дерущихся, и те добровольно возместили гостинице нанесенный ущерб.
***
А до революции дом №80 принадлежал самарскому купцу второй гильдии Петру Ивановичу Малкину. Он держал в своем доме большую лавку галантерейных товаров.
Занимался он и дорожными работами.
А еще Петр Иванович участвовал в местном самоуправлении: с 1905 по 1916 год являлся гласным городской думы и несколько раз избирался членом городской управы. Он получил в Петербурге прекрасное образование, слыл любителем наук и искусств, считался человеком культурнейшим во всех отношениях.
Ему удалось вписать в историю города страницу, характеризующую Самару с самой неожиданной стороны. Стараниями Петра Ивановича в сентябре 1912 года губернское Правление утвердило систему штрафов за сквернословие в публичных местах, в том числе на улицах, сверх общероссийских штрафов за хулиганство.
У Самары тогда появился реальный шанс сделаться для России оазисом благовоспитанности. Не неделю, не месяц – полгода действовал в городе фантастический проект. Но количество поступающих к губернатору жалоб от обиженных матершинников оказалось слишком велико. Увы, среди оштрафованных были не только мещане и купцы: попадались и столичные чиновники. Губернатор благоразумно отменил злосчастное постановление с формулировкой «за нелепостью».
Некоторые наши современники, комментируя данный случай, писали, что штрафы за матершину в общественных местах – это паллиативные меры, то есть они лишь частично или временно решают проблему, и при таком подходе зло не искоренить. С этим нельзя не согласиться, но с другой стороны, ведь если за это не штрафовать, то часть наших сограждан вообще никогда не узнает, что с ними что-то не так :)
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. А что находится рядом на параллельной улице Фрунзе, можно узнать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).