Найти тему
Наука

Сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» товаров и услуг

Конкурентоспособность товаров и услуг — основной фактор качества жизни.

По мнению комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни понятие «качество жизни» включает в себя следующее:

  1. здоровье;
  2. образование;
  3. рациональное (адекватное) питание;
  4. стабильную, экологически чистую окружающую среду, включая
  5. жилище;
  6. безопасность;
  7. здравоохранение;
  8. участие в жизни общества, создание необходимых услуг для его
  9. развития;
  10. справедливость;
  11. равенство мужчин и женщин.

Выполнение первых семи условий непосредственно зависит от конкурентоспособности товаров и услуг.

Конкуренция в переводе с латинского означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики.

Рисунок 1 – Виды конкуренции
Рисунок 1 – Виды конкуренции

Средство конкуренции - это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами — фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели, то конкуренцию можно представить в виде модели (рисунок 2).

Рисунок 2 - Лучевая модель конкуренции
Рисунок 2 - Лучевая модель конкуренции

С1 - С6 - субъекты (изготовители товаров); О - объект. Зоны конкуренции: 1 - тотальная; 2 - сильная; 3 - средняя; 4 - слабая

Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности — одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку. Терминология в области конкурентоспособности объектов не стандартизирована. Предпосылкой к определению понятий в любой области является систематизация. В данном случае ее главным признаком служит объект оценки конкурентоспособности:

  • продукция (товар, услуга);
  • организация;
  • отрасль;
  • страна.

В соответствии с указанными четырьмя объектами можно рассматривать конкурентоспособность на четырех уровнях. В работе справедливо обращается внимание на существование тесной внутренней и внешней зависимости между ними. Синтетическим показателем, который объединяет характеристики конкурентоспособности этих объектов и определяет положение страны на мировом рынке, является конкурентоспособность страны. Но страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном счете зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособный товар.

Конкурентоспособность продукции — это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами. В этом определении заложены три отличительных признака:

  1. пространство — конкретный рынок (страна, сегмент рынка);
  2. период — фиксированный отрезок времени;
  3. познаваемость в сравнении.

Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время — пространство». Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Но, как отмечалось выше, в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласиться и с таким вариантом определения: конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.

Для универсальности приведенного определения конкурентоспособности с позиции субъекта хозяйственной деятельности в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя, продавца) — коммерческий успех продукции на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход (издержки). Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками, т.е. при получении прибыли; как говорят: «Прибыль — это приз для организации, участвующей в конкурсе».

Таким образом, можно согласиться и со следующей трактовкой термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара — это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.

Конкурентоспособность нами рассматривается как свойство продукции. Ее количественной характеристикой являются различные показатели конкурентоспособности продукции. Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности — это интегральный показатель качества. Он был предложен сотрудниками ВНИИ стандартизации в 1970-х гг., а затем стандартизирован. Интегральный показатель качества продукции (I) представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), формула 1.

I=Пэ/ (Зп +Зэ) (1)

Например, в шинной промышленности интегральный показатель определяется как отношение показателя пробега («ходимости») к себестоимости или цене шины. Для стиральной машины он рассматривается как отношение количества выстиранного белья за весь срок службы к суммарным затратам, складывающимся из себестоимости и затрат на ремонт и оплату потребляемой электрической энергии. В дальнейшем мы придадим интегральному показателю более широкий смысл, понимая под ним относительную характеристику, которая определяется отношением комплексного показателя качества (U), отражающего полезность продукции, к цене потребления (С∑), складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации. Именно таким сравнением руководствуется рядовой потребитель, выбирая необходимый ему товар из набора товаров-аналогов. Именно соотношением качество/цена широко оперируют потребительские организации в нашей стране и за рубежом, определяя рейтинг товаров исходя из их конкурентоспособности. «Качество» и «конкурентоспособность», безусловно, термины не тождественные. Термин «интегральный показатель» — это «мостик» между ними. Поскольку сущность понятия «конкуренция» — это соперничество, то возникает необходимость в использовании относительного показателя конкурентоспособности — уровня конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности продукции — это относительная количественная характеристика. В основу определения термина можно положить формулировку, которая была предложена А. Н. Литвиненко и А. М. Татьянченко, которые в начале 1980-х гг. провели глубокое исследование конкурентоспособности машино-технической продукции и предложили понимать под конкурентоспособностью «характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение». Если указанную формулировку взять за основу и «привязать» ее к моменту времени, то получится точное и емкое определение термина. Уровень конкурентоспособности товара — относительная характеристика товара, которая отражает в рассматриваемый период времени его отличие от товара-конкурента, как по степени соответствия общественным потребностям, так и по затратам на их удовлетворение. Уровень конкурентоспособности (К), если К>1, то оцениваемая продукция превосходит продукцию-аналог. Для наглядного сопоставления товаров по конкурентоспособности, оцененной по интегральному показателю, применяют прямоугольную (декартову) систему координат, в которой, как правило, на вертикальной оси представляют качество (комплексный показатель качества), а на горизонтальной — цену (продажную цену или цену потребления). В рамках системы вычерчивается прямоугольник с четырьмя секторами — квадрантами. Указанный способ графического представления конкурентоспособности, который показывает положение объекта относительно аналогов, называется позиционированием объекта (рисунок 3).

Рисунок 3 - Конкурентное позиционирование товаров
Рисунок 3 - Конкурентное позиционирование товаров

Секторы: 1,3 — товары с промежуточными значениями конкурентоспособности; 2—товары с высокой конкурентоспособностью; 4 — товары с низкой конкурентоспособностью

Конкурентное преимущество товара — качественная и (или) стоимостная характеристика, показывающая превосходство данного товара над товарами-конкурентами в удовлетворении потребности приобретателя. Преимущество может выражаться непосредственно в виде критерия конкурентоспособности или в опосредованной форме — через факторы: улучшенную упаковку, сырье, технологию и пр. В теории существуют два основных типа конкурентных преимуществ товаропроизводителя.

Суть первого — более низкие издержки на производство за счет концентрации и лучшей технологии производства, а значит, возможности продавать по ценам более низким, чем конкуренты.

Второй тип конкурентоспособности основывается на удовлетворении особых потребностей покупателя, его запросов за премиальную цену.

Конкурентоспособность выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов хозяйствования на рынке товаров и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными и используемыми ресурсами.

Также существует пять факторов, выделенных М. Портером, определяющих конкурентоспособность (рисунок 4).

Рисунок 4 – Факторы конкурентоспособности по М. Портеру
Рисунок 4 – Факторы конкурентоспособности по М. Портеру

Кроме того, М. Портер выделяет пять наиболее типичных новаций, дающих конкурентное преимущество:

  1. Новые технологии;
  2. Новые или изменившиеся запросы покупателей;
  3. Появление нового сегмента рынка;
  4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства;
  5. Изменение правительственного регулирования.

Конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, выражающей отличия развития данного предприятия от развития конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям, это:

  1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение
  2. начатого дела.
  3. Близость предприятия к клиенту.
  4. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
  5. Рост производительности благодаря использованию способностей людей
  6. и их желанию работать.
  7. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей
  8. Умение твердо стоять на своем.
  9. Простота организации, минимум уровней управления и служебного