В статье рассматриваются некоторые обстоятельства, которые привели к появлению наиболее знакового альбома Uriah Heep «Salisbury». И пусть кто-то считает этот альбом недооцененным, но именно опыт, который получили музыканты группы во время записи этого шедевра, позволил им впоследствии безошибочно выбрать единственно верный путь в своем развитии
Британская группа «Uriah Heep» за полвека своей музыкальной деятельности записала более двух дюжин альбомов, но только менее дюжины являются классическими, остальное – это так, для поддержки штанов, как говорится.
Наиболее ярким периодом творчества группы считаются 1970-1978 годы. За это время в UH сменилось множество музыкантов, если быть точным – то 13, из них 2 вокалиста, 4 басиста, 5 барабанщиков и 2 клавишника (это с учетом того, что на первом альбоме записалось не 5 музыкантов, а 7, при этом альбом 1980 года мы не считаем).
Как можно заметить, в записи всех этих «классических» альбомов принимал участие Кен Хенсли (Ken Hensley), который почти сразу после своего появления в группе стал ее главным композитором, так как написал практически все мелодии, которые сделали UH великими. Как только он ушел – «Uriah Heep» перестали быть великими, а стали обычной рок-группой, каких во все времена было хоть пруд пруди.
Но вот тут и возникает вопрос – а какой же диск «Uriah Heep» самый эпохальный? Мнений существует множество, кому-то больше нравится «Look at Yourself», кому-то – «Demons and Wizards», а кто-то отдает предпочтение «Firefly».
Но речь тут не о предпочтениях, а о том, какой же именно диск стал для группы и ее творчества определяющим?
Естественно, это «Salisbury». Это гвоздь программы, это становой хребет группы, без него в дискографии «хипов» было бы очень скучно ковыряться. Даже больше - без этого альбома была бы просто дыра во всей эпохе хард-рока 70-х.
С самого начала проект «Uriah Heep» был детищем гитариста Мика Бокса и вокалиста Дэйвида Байрона. Поначалу он носил название «Spice», и представлял четырех постоянных участников и одного временного – клавишника Колина Вуда. Материал для дебютного альбома готовился именно этим составом, в нем участвовали еще Пол Ньютон на басу и Олли Олссон на барабанах. Однако с клавшником и барабанщиком не срослось, клавишник покинул группу, записав с ней только две композиции, а барабанщик продержался чуть дольше, и потом сбежал к набиравшему популярность в то время Элтону Джону.
Кен Хенсли появился в группе в этот непростой для нее момент и тотчас включился в работу. Правда, он был для группы чужаком, несмотря на то, что с Ньютоном он играл еще в «The Gods». Но факт в том, что композиторский вклад Хенсли в дебютный альбом – практически нулевой, да и на клавишах он играл не ахти как активно, в основном он составлял пару Мику Боксу на гитаре.
На аудио: первый вариант композиции "Bird Of Prey", который вошел на американский вариант первого альбома Uriah Heep "Very 'eavy... Very 'umble", 1970 г. Эта версия сильно отличается от той, которая впоследствии появилась на "Salisbury" в 1971-м
Когда альбом вышел в свет, критика его просто не заметила, а те критиканы, которые все же заметили, всячески его облаяли. В принципе, это было справедливо, потому что на тот момент в Англии было множество групп, которые играли точно то же самое, что и UH. Исключение, пожалуй, может составлять «Gypsy» - несомненный хит, но он не был принят тогда во внимание. В общем, альбом провалился, не так фатально, чтобы сворачивать деятельность, но ожиданий музыкантов и продюсера Джерри Брона не оправдал.
Несмотря на первый блин комом, Джерри Брон прекрасно понимал, что еще далеко не все резервы задействованы. Главным из них был Кен Хенсли, на которого был основной расчет. Брон не зря его пригласил в группу – ему не нужен был просто музыкант, в таком качестве его устраивал и Колин Вуд. Но он хорошо знал композиторские таланты Хенсли по его предыдущим пластинкам, записанным с другими группами. Первый альбом UH в принципе был сочинен еще до прихода Хенсли, а вот второй должен был сочиняться именно им, причем целиком – таково было требование, подкрепленное финансовыми обещаниями. Никто из «хипов» не мог сочинять прорывные композиции, это мог только Хенсли. Вот Хенсли и насочинял.
Всего было сочинено и записано 8 композиций, из которых целых 5 Хенсли сочинил единолично, то есть и музыку, и тексты, и аранжировки. Правда, на альбом в итоге попали всего лишь 6 из всего записанного, но одна – «Simon the Bullet Freak» - пошла на американский вариант альбома, а вторая – «Here Am I» - была отложена в долгий ящик и начала публиковаться только лет 30 спустя на всяких переизданиях. Напомним, что в те времена группа почти ничего не зарабатывала, за исключением концертов в клубах, поэтому новый альбом записывался на чистом энтузиазме и обещаниях продюсера.
На аудио: композиция Кена Хенсли "Here Am I", которая записывалась для альбом "Salisbury", но так и не была в него включена. Обратите внимание на взрыв музыкальных эмоций на второй половине композиции
Запись второго альбома началась летом 1970 года. До этого группа очень хорошо познакомилась с музыкантами «Deep Purple», с которыми они репетировали осенью 1969-го свои альбомы в разных помещениях одного здания – это был Hamwell Community Centre в Лондоне, а затем и записывались в одной студии зимой 1970-го – это была Lansdowne Studios. Тогда DP записывали свой эпохальный альбом «Deep Purple In Rock», и Мик Бокс был впечатлен даже теми фрагментами, которые ему довелось случайно услышать.
И вот летом 1970-го, когда приступили к репетициям «Salisbury», он предложил использовать композицию Байрона «Bird of Prey», которая была записана для первого альбома, но не вошла на его европейский вариант, а была использована только американцами. Композиция была существенно доработана, получила необходимый хардовый драйв и стала «открывашкой» альбома.
Остальные композиции Хенсли сочинил в качестве манипуляций с самыми разными направлениями, но прорывными стали только две – это «Lady in Black» и «Salisbury». При записи первой было использовано сразу несколько акустических гитар, на которых играл кроме музыкантов и кое-кто из технического персонала группы, а вторая представляла собой длинную 16-минутную сюиту с симфоническим оркестром. Принципиальной необходимости сочинять и записывать такое сложное произведение, с прицелом на классику, не было. Но музыканты решили выделиться из сонмища обычных поп-рок-групп, которые заполнили тогда весь музыкальный рынок. К тому же, как вспоминал Мик Бокс, в тот год многих очень впечатлила композиция DP «April», которая тоже записывалась с оркестром и принесла группе довольно неплохие дивиденды.
Кстати, интересный факт: почему-то Кен Хенсли все время отрицал, что в композиции «Lady in Black» поет именно он, а не Дэйвид Байрон. В одном из интервью, когда ему задали этот вопрос, он заявил, что все композиции на альбоме исполнил исключительно Байрон, а он вообще не спел там ничего. Естественно, этому никто не верит, и сегодня имеются большие сомнения в том, что именно Байрон исполнял вокальные партии также и на «The Park» и «High Priestess». Хоть голоса обоих музыкантов во многом схожи и их очень легко спутать, тем не менее «почерк» Хенсли в этих двух песнях очень явный. Жаль, что ни Бокс, ни другие музыканты до сих пор не прояснили – так кто же все-таки спел в этих бессмертных творениях группы?
В общем, из 8 композиций, записанных для альбома, его вытянули только две, которые были указаны выше. Остальные тоже хороши, особенно очень многим критикам понравилась композиция «The Park», которую они нашли настолько оригинальной, что решили не кидать в альбом слишком много камней. Неплоха также и «High Priestess», которую американцы сочли достойной стать «открывашкой» их (американского) варианта альбома. «Bird of Prey» они вообще проигнорировали, но не потому, что она плоха, а потому что ее первоначальный вариант вошел на американскую версию первого альбома UH. Вместо нее они задействовали отложенный музыкантами среднетемповый блюз «Simon the Bullet Freak».
Много противоречий в среде критиков, да и фанатов тоже, вызвала прог-роковая композиция Бокса «Time to Live», но она, по крайней мере, не портила впечатления от альбома в целом, а в некотором смысле даже дополняла музыкальные старания участников группы.
В общем, альбом назвали по заглавной композиции «Salisbury», а на конверт влепили фотографии танков, один из них запечатлен во время учений на британском военном полигоне под Солсбери. Это подразумевает антивоенный смысл музыки, однако на альбоме нет ни одной песни, посвященной этому аспекту – сплошная любовная и жизненная лирика. Позже музыканты говорили, что обложку сделали без их участия и согласия, и они остались ей очень недовольны.
Кое-какой антивоенный смысл можно углядеть только в песне Хенсли «Simon the Bullet Freak», но она на альбом не вошла, а американцы, включив ее в свой вариант, вообще убрали с конверта танки, заменив их анатомическим рисунком Леонардо да Винчи.
А вот теперь об альбоме и его значении в целом. Сам по себе альбом, кроме двух композиций, не представляет собой чего-то особо выдающегося. Но он показал, что в 1970 году появилась группа, способная на очень громкие боевые подвиги. Альбом не был экспериментальным, как предыдущий, но он предложил публике несколько разных направлений, в которых должна двигаться хорошая группа. Как показали дальнейшие события, «Uriah Heep» впоследствии двинулись в направлении «Bird of Prey» и «Lady in Black». Хоть группа впоследствии и играла «Salisbury» на концертах, но только, так сказать, как дань памяти, и больше никаких оркестров при записи почти не использовала.
На аудио: Uriah Heep Live Zurich (Цюрих), 1971 г. Исполняется композиция "Salisbury" в живую. Запись хоть и не хороша, но зато позволяет услышать все ключевые моменты
Альбом «Salisbury» был записан буквально за месяц (октябрь-ноябрь) 1970 года и появился на прилавках в феврале следующего, 1971 года, в Англии, и в начале марта – в США. По сравнению с дебютом он продавался почти вдвое лучше, по крайней мере, в Америке, где в чартах добрался до 103-й позиции (против 186-й у дебютника). И это послужило дальнейшим стимулом для музыкантов создать нечто более цельное, и более потрясающее, что вылилось в запись следующего творения – «Look At Yourself», к записи которого приступили уже летом 1971 года.
Но это уже совсем другая история.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Uriah Heep» - классическая супергруппа. В нее приходили играть уже известные музыканты
Как Ричи Блэкмор стибрил у Кена Хенсли рифф для песни «Rat Bat Blue»
«Lucifer’s Friend» за 50 лет записали всего 13 альбомов, зато каких!
В 1979-м году был записан и должен был выйти 4-й альбом Uriah Heep с Джоном Лаутоном. И он тут
Как Кен Хенсли в 1969-1971 годах спасался от безденежья, сочиняя и записывая чужие «хиповые» диски