Найти тему
War. History. Politics.

Подводные авианосцы

Оглавление
Британский подводный авианосец HMS M2
Британский подводный авианосец HMS M2

Иногда военные в погоне за технологическим превосходством над своим противником идут самыми немыслимыми путями. Об одном из таких "путей" мы поговорим в этой статье.

Истоки

Эксперименты по созданию авианесущих подводных лодок впервые стали проводиться в Первую Мировую войну, первопроходцами в этом деле были немцы. Военно-морской лётчик, оберлейтенант цур зее Фридрих фон Арно де ла Периер, и командир подводной лодки SM U-12 капитан-лейтенант Вальтер Форстманн пытались решить проблему недостаточной дальности действия гидросамолётов Friedrichshafen FF.29. Решение этой проблемы получилось довольно элегантным - гидросамолёт установили на палубу субмарины U-12. Подводная лодка при этом могла находиться только в надводном положении и не могла погрузиться, не потеряв при этом самолёт. 6 января 1915 года субмарина-авианосец отплыла на 30 миль от базы в Зебрюгге в сторону Великобритании. Для того, чтобы самолет мог взлететь, субмарина немного погрузилась то того уровня, когда "полозы" гидросамолёта коснутся воды. Самолёт под управлением Арно без проблем взлетел и отправился к британскому побережью. Возможность кооперации авиации и подводных лодок была доказана.

FF.29 на борту U-12
FF.29 на борту U-12

Но, несмотря на это, командование ВМС Германии отклонило предложение о дальнейших исследованиях в этом направлении, посчитав их непрактичными. Позже, в 1917, к этим планам хотели вернуться в связи с появлением у Германии новых подводных лодок - дальних крейсеров класса Unterseeboote. Эти субмарины хотели оснащать небольшими разведывательными гидросамолётами, которые можно было бы разбирать и собирать на палубе, а хранить в разобранном состоянии в специальных отсеках. Планы эти не сбылись, потому что война уже близилась к своему завершению.

Британцы в Первую Мировую войну также проводили эксперименты по эксплуатации подводных лодок в качестве авианосца. Для этих целей использовалась подводная лодка класса E - HMS E22. Она могла нести на себе целых два гидросамолёта Sopwith Schneider. Также как и немецкая подлодка, E22 не могла погружаться, не потеряв при этом самолётов. 25 апреля 1916 года HMS E22 была торпедирована и потоплена в Северном море немецкой субмариной. Из всего экипажа выжило только два человека , оба были взяты в плен.

Развитие

В межвоенный период целый ряд стран экспериментировал с созданием субмарин-авианосцев - Франция, Италия, Япония, США, СССР. Продолжила свои исследования и Великобритания. Увеличивать подводный флот (не только авианесущий, а вообще) ведущие мировые державы подстёгивало также Вашингтонское морское соглашение 1922 года. Это соглашение значительно ограничивало максимально возможный размер и вооружения надводного флота, но почти не ограничивало флот подводный.

Японские подводные авианосцы

Наибольшим интересом к концепции подводных авианосцев отметились японцы. В межвоенный период и в годы Второй Мировой войны японские ВМС получили 42 (в некоторых источниках - 47) субмарин, которые могли поместить на палубу гидросамолёты. Первая авианесущая подводная лодка - I-5 (И-5, это собственное название лодки) Type J1M. Только эта японская субмарина не имела палубной катапульты, упрощающей взлёт самолётов. У всех остальных она была. Нет смысла перечислять все авианесущие подлодки Японии, можно отметить только субмарины Type B1 и субмарины класса I-400 Sentoku:

  • Подводных авианосцев Type B1 было выпущено больше всего - 20 штук.
Японская субмарина Type B
Японская субмарина Type B

Отдельно стоит выделить из этого класса подлодку I-25. В июне 1942 подлодка всплыла на поверхность возле западного побережья США и обстреляла из своей 14-см палубной пушки форт Стивенс. Никто при этом не пострадал, но в США появилось ощущение возможного вторжения японцев на континент. Позже, 9 сентября 1942, с палубы этой подлодки взлетел гидросамолёт Yokosuka E14Y, сбросивший две зажигательные бомбы в горах американского штата Орегон. Этим японцы пытались вызвать лесной пожар. Большого пожара не случилось, но интересен сам факт единственной за всю войну бомбёжки японцами континентальной части США.

Yokosuka E14Y
Yokosuka E14Y
Бомбардировка Орегона
Бомбардировка Орегона
  • Подводные авианосцы класса I-400 Sentoku являлись самыми крупными подлодками в мире до тех пор, пока в 1960-е годы не начали строить ядерные ракетоносцы. Японцы хотели построить сначала 18 лодок, потом этот план снизили до 5, из них смогли построить только 3 лодки. Каждая подлодка этого класса могла нести 3 самолёта Aichi M6A Seiran. Эти подлодки японцы разрабатывали специально для того, чтобы доставить на них самолёты через Тихий океан и разбомбить шлюзы Панамского канала.
Ангар на подводном авианосце класса I-400
Ангар на подводном авианосце класса I-400
Гидросамолёт Seiran M6A1, базировавшийся на подлодках типа I-400
Гидросамолёт Seiran M6A1, базировавшийся на подлодках типа I-400

Другие страны

Японцы построили больше всего авианесущих субмарин, но другие ведущие державы также отметились экспериментами в этом направлении. Вот список этих экспериментов:

  • Франция - подводная лодка Surcouf ("Сюркуф"). Построена в 1929 году, стала частью французского флота в 1934. На момент постройки была самой крупной подводной лодкой в мире (до постройки японских субмарин класса "Sentoku"). Особенностью этой субмарины являлось наличие двух 203-мм пушек в спаренной установке. Для наведения артиллерийского огня использовался лёгкий гидросамолёт Besson MB.411, который во время погружения находился в герметичном ангаре. Была оснащена также зенитными орудиями и пулемётами. Во время нападения Гитлера на Францию отправилась в английский Портсмут, где перешла под контроль британцев. Участвовала в охране трансатлантических конвоев и поиске мобильных баз немецких подлодок. Погибла недалеко от Бермуд в феврале 1942 года при попытке перейти через Панамский канал в Тихий океан. Причина гибели, а также местоположение обломков не установлено до сих пор.
Подводный авианосец Surcouf
Подводный авианосец Surcouf
  • Великобритания - подводная лодка HMS M2. Построена в 1919 году. Субмарины класса "M" ещё называют подводными мониторами или подводными дредноутами. Это подлодки с артиллерийскими орудиями большого калибра, которые обычно устанавливали на линкоры. В отличие от французского "Сюркуфа" с его двумя 203-мм орудиями, британский подводный монитор имел одно 305-мм орудие. Вашингтонское морское соглашение 1922 года больше не позволяло использовать на кораблях класса "M" орудия большого калибра, поэтому британцы стали переделывать оставшиеся подводные мониторы во что-то другое. В 1927 году HMS M2 переделали в подводный авианосец, сняв с неё орудие и установив ангар для гидросамолёта-разведчика Parnall Peto со слаживающимися крыльями, разработанного специально для этой подлодки. В 1928 году субмарину оснастили гидравлической катапультой, позволявшей самолёту взлетать прямо с палубы. В январе 1932 года подлодка затонула вместе с экипажем. Основная версия случившегося - попадание воды в подводную лодку через шлюз самолётного ангара. После трагедии на HMS M2 Королевский флот больше не экспериментировал с подводными авианосцами.
Гидросамолёт взлетает с британского подводного авианосца HMS M2
Гидросамолёт взлетает с британского подводного авианосца HMS M2
  • США - подводная лодка USS S-1 (SS-105). Первая из 51 подводной лодки класса S. Сдана в эксплуатацию в 1920 году. В конце 1923 года стала использоваться в экспериментах по созданию подлодки-авианосца. На подлодке была установлена капсула, в которой хранился гидросамолёт в сложенном виде. Проблемы со взлётом и состыковкой после приводнения не вселяли в ВМС оптимизм. Это не смогло исправить даже появление самолётов улучшенной конструкции. Но сильнее всего на решение отказаться от программы субмарин-авианосцев повлияло повреждение одного из самолётов во время учений, а также известие о гибели британского подводного авианосца HMS M2.
Подводный авианосец S-1 (SS-105)
Подводный авианосец S-1 (SS-105)

  • Германия - в 1939 немецкий флот заказал четыре огромные подводные лодки класса "крейсер", которые могли бы нести на борту самолёт Arado Ar 231. Строительство лодок было отменено в связи с началом Второй Мировой войны. Массовый выпуск гидросамолётов Arado Ar 231 также был отменён из-за выявившихся на испытаниях хрупкости и ненадёжности. Вместо этих самолётов Кригсмарине стали использовать на некоторых лодках (как минимум на некоторых подводных лодках класса Type IX D 2 "Monsun") наблюдательные гиропланы Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze ("Трясогузка"). Гироплан представлял из себя маленький одноместный "вертолёт". Он хранился в разобранном виде в отсеках на палубе, при необходимости собирался, привязывался тросом к подлодке и поднимался в воздух. Подняться он мог на высоту 150 метров и увеличивал дальность обзора подлодки с 8 км на палубе до 40 км на гироплане. Наблюдатель в гироплане связывался с подлодкой с помощью длинного телефонного кабеля. Всего было выпущено около 200 таких "вертолётов". Несмотря на то, что гироплан значительно увеличивал обзор, немецкие подводники не слишком его любили. Так как поднятый в воздух аппарат нужно приземлить на палубу, разобрать и разместить по отсекам, подводная лодка не могла быстро погрузиться в случае необходимости. Также немецкие военные собирались использовать на субмаринах дальнего действий одноместный вертолёт Flettner Fl 282A Kolibri, который был одним из первых массовых вертолётов в истории, но эта идея не была реализована.
Гироплан Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze | Фото - Stahlkocher
Гироплан Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze | Фото - Stahlkocher
  • Италия - подводная лодка Ettore Fieramosca ("Этторе Фьерамоска"). Заложена в 1926. Помимо стандартного вооружения должна была обладать 203-мм орудием, минными шахтами для установки мин и ангаром для гидросамолёта. Но такой проект был слишком дорогостоящим и технически сложным, поэтому от 203-мм орудия, минных шахт и ангара отказались. Воевала в Гражданской войне в Испании и принимала участие во Второй Мировой войне. Позже стала учебной лодкой, а в 1946 году была отдана в утилизацию.
  • СССР - в 1937 в Советском Союзе вёлся Проект 41а по разработке авианесущей подводной лодки. Эту лодку планировалось использовать вместе с гидросамолётом "Гидро-1". Проект 41а так и не был реализован.

После Второй Мировой войны

После войны использование субмарин в качестве авианосителей не получило широкого распространения. Были отдельные попытки, но эти явления не носили массового характера.

Так, например, в 1946 в США шла разработка огромных подводных лодок, которые могли бы взять на борт два бомбардировщика XA2J Super Savage с ядерным оружием на борту или четыре истребителя F2H Banshee. В 1952 году были предложены более приземлённые варианты в виде подводных лодок, которые могли бы нести три гидросамолёта F2Y Sea Dart. Также предлагались более дешёвые варианты перестройки устаревших подводных лодок Второй Мировой войны в подводные авианосцы.

XA2J Super Savage
XA2J Super Savage

В СССР велась разработка сверхлёгкого вертолёта Ка-56 «Оса». Данный вертолёт должен был транспортироваться в торпедном аппарате. Массовое производство не было начато из-за недоработанности устройства роторных двигателей.

Наши дни

В настоящее время на подводных лодках самолёты не используются. Впрочем, с широким распространением беспилотных летательных аппаратов у концепции объединения подводных лодок с авиацией появляется второй шанс. Например, в США ведётся разработка БПЛА для подводных лодок типа "Огайо", а немецкие субмарины Type 212 уже сейчас могут запускать беспилотники EMT Aladin.

Подводная лодка типа "Огайо" | Фото - U.S. Navy
Подводная лодка типа "Огайо" | Фото - U.S. Navy
БПЛА EMT Aladin | Фото - KrisfromGermany
БПЛА EMT Aladin | Фото - KrisfromGermany