Этот обзор посвящён мюзиклу "Шахматы", который недавно стартовал в России на сцене театра МДМ и всколыхнул возрождающуюся культурную жизнь столицы. Мне посчастливилось побывать на премьере и спешу поделиться с вами своими впечатлениями.
Постановка вызывает противоречивые толки, наводит критиков на глубокие измышления. Я не буду оценивать узкопрофессиональные, специфические нюансы жанра мюзикла, подбора актёрского состава и т.д. Также не планирую обсуждать идеи, которые выпорхнули из-под пера моих коллег. Я рассматриваю мюзикл как человек, умеющий играть в шахматы на уровне КМС и занимавшийся профессионално этим видом спорта. И оцениваю мюзикл исключительно как попытку художественно выразить шахмато творчество, поднимающееся над политикой, идеологией и модой.
В первую очередь, как человеку, искренне любящему шахматы, мне очень приятно, что эта древняя игра во всём своём чарующем своеобразии оказалась запечатлена в настоящем, неувядающем искусстве. До недавнего времени шахматы оставались на периферии внимания искусства и появлялась в громких фильмах и постановках скорее как эпизодическая фигура. Но несколько лет назад на экраны вышел фильм "Жертвуя пешкой", вспевавший стремительный взлёт карьеры чемпиона мира Бобби Фишера, а теперь очередь дошла и до жанра мюзикла. Давно пора, учитывая, что многие виды спорта уже буквально измочалены в сюжетах современного кино, и шахматы просто напрашивалис с целью внести новизну.
Сюжетная канва является плодом художественного обобщения событий, которые развернулись в шахматном мире в 1960-70 годах и выплеснулись с полей шахматной доски на поле политической борьбы двух систем, возглавляемых сверхдержавами — СССР и США. В те годы гегемония советских шахматистов была поставлена под сомнение появлением целой плеяды топ-гроссмейстеров из западных стран, а затем на шахматном небосклоне взошла звезда Фишера, которыйпоочерёдно обыграл всех сильнейших советских игроков и стал чемпионом мира.
В мюзикле противостояние советской и западной шахматных школ прочными сюжетными нитями вплетено в повествовательную ткань. Главенствующими фигурамина этой доске являются, соответственно, советский и американский шахматист. Со вторым всё проще, в его образе явственно проступает прототип Фишера. Он так же окружён ореолом таинственной гениальности, до крайности эпатажен в общении со СМИ и вообще всем своим поведением старается создать реноме "человека не от мира сего". Есть и вполне объясниме художественное преувеличение. Если настоящий Фишер возгорается лишь спортивным честолюбием, то Фредди Трампер, так зовут американского шахматиста в мюзикле, пылает ненавистью к коммунистам и всячески подчёркивает, что в одиночку сражается против советской системы.
Перейдём к советскому шахматисту, который носит имя Анатолия Евгеньевича Сергиевского. Несмотря неприкрытую аллюзию на 12-го чемпиона мира Анатолия Карпова, всё-таки это собирательный, обобщённый образ. В нём прослеживаются черты Бориса Спасского — другого советского чемпиона мира, который играл тотсамый приснопамятный матч с Фишером и, кстати, отличался редким для советских шахматистов свободомыслием.
Легко можно уловить и детали, схожие с обстоятельствами жизни другого выдающегося гроссмейстера — Виктора Корчного, который эмигрировал из СССР вШвейцарию, стал выступать под флагом этой страны и, кстати, женился на её уроженке. Знатоки истории шахмат легко обнаружат небольшую сюжетную неувязку, которая, впрочем, ничуть не умаляет красотызамысла мюзикла. Ближе к кульминации сюжета Анатолию Сергиевскому прихдится защищать свою корону чемпиона в матче с очередным подуктом советской шахматной школы — Леонидом Вигантом. Многократно подчёркивается, что он — плоть от плоти советский патриот и полностью лоялен правящему строю. В этом плане именно его уместнее сравнить с Анатолием Карповым, а Анатолий Сергиевский здесь скорее выступает в роли бунтаря, свойственной историческому сопернику Карпова — Гарри Каспарову.
Итак, от ерсоналий перейдём к анализу двух матчей за мировую шахматную корону, которые развернулись в мюзикле. Первый из них по мнению большинства восходит своими корнями к матчу Карпова с Корчным в итальнском городе Мерано. Казалосьбы, сравнение очевидно, ведь даже место проведения в сюжете совпадает. Но некоторые ситуации, например, скандал, инициированый американским шахматистом в завершении первой партии, его отказ выходить на вторую партию и шокирующие заявления в прессе вызывают в памяти именно тотматч Фишера со Спасским в Рейкьявике в 1972 году.
Что касается второго матча Анатолия Сергиевского с Леонидом Вигантом, то выбор экзотического для мира шахмат Бангкока позволяет ограничиться лишь туманными предположениями, ведь крупных шахматных событий в этом городе никогда не происходило. Мне всё же кажется, что сюжет отсылает нас к ещё одной встрече Карпова с Корчным в филиппинском Багио в 1978 году.
Здесь всё сходится. Во-первых, Багио поразил шахматный мир, обычно застёгнутый на все пуговицы, своей дурманящей и необычайно лёгкой атмосферой. Во-вторых, именно этот матч в наибольшей степени запомнился подковёрной политической борьбой с активным участием сотудников КГБ. О перипетиях тех событий написано масса статей и книг, некоторые из которых принадлежат перу самого Виктора Корчного.
Таким получился мюзикл "Шахматы"— многоликим, сотканным из разных историй, щедро напоённым политическими интригами. Советую посетить его всем, кто неравнодушен к этой прекрасной игре. Надеюсь, что мир искусства по достоинству оценит этот мюзикл и будет интенсивнее использовать богатейшую фактуру, которую дают шахматы, их неисчерпаемые творческие возможности в новых ярких произведениях!