Мы с вами привыкли видеть трамваи на земле, иногда над землей, но мало кто может представить себе, что трамваи могут ходить и под землей! А вот некоторые жители Волгограда встречаются с этим каждый день.
Да-Да, Вы не ослышались! Такой маршрут трамвая находится не за рубежом, а у нас в России. И в этой статье мы хотели бы Вам рассказать, как же трамвай оказался под землей. Рассказ будет посвящен только технической составляющей самого проекта подземного скоростного трамвая, зачем он был нужен, для чего его строили; а про сам маршрут, если Вам будет интересно, мы расскажем как-нибудь в другой раз.
История
В 70-е годы ХХ века в Волгограде появилась проблема с передвижением людей из центра города на север к главным его заводам. Эта проблема появилась в связи с ликвидацией нескольких наземных линий городского общественного транспорта. Чтобы люди могли быстро добираться до работы и при этом не перегружалась наземная инфраструктура города, новый маршрут трамваев было решено создать под землей. Напомним, что Волгоград вытянут вдоль берега реки Волги и проблема с транспортом там стоит очень остро.
Выбор именно трамваев, а не метро обусловлен простой вещью. Волгоград на момент начала проблем с транспортом еще не был городом-«миллионером» (т.е. его население не превышало 1 миллион человек) и метро ему было просто не положено. Выход нашли в строительстве подземных станций трамвая.
Строительные работы по прокладке подземной линии начались в 1976 году. Основным проектировщиком и строителем была организация из города Харькова "Харьковметрострой".
Все волгоградские подземные станции строились открытым способом. Вначале ставился забор, затем выкапывался котлован под станцию, создавалась вся подземная станционная инфраструктура. После возведения станционной крыши она засыпалась слоем земли. Дальше производилось благоустройство территории над станцией.
По внутреннему своему устройству каждая из станций полностью соответствует платформам метрополитена, за исключением своей длинны (в метрополитене состав состоит из 6 и более вагонов, а в волгоградском метротраме не более 2-х моторвагонов), а также обслуживается наземным транспортом.
Особенностью строительства трамвайного метро являлась сама конструкция трамваев. У трамвая двери находятся только с правой стороны (в последствии появились вагоны с двухсторонним расположением дверей), а также ему необходимо разворотное кольцо (в последствии также появились составы с расположением кабины машиниста в начале и в конце состава). В свою очередь у составов метро имеются двери с обеих сторон вагона, а для изменения направления движения состав загоняется в тупик, где машинист меняет кабину, после чего поезд едет хвостом вперед в обратном направлении по противоположному пути.
5 ноября 1984 года началась эксплуатация нового скоростного и частично подземного (часть маршрута располагалась над землей, часть под землей) трамвая. Первой моделью трамваев для эксплуатации под землей были моторвагоны Татра Т3 (один из этих моторвагонов продолжает работу на линии до сих пор).
Список всех действовавших и действующих на данный момент составов представлен ниже в следующем пункте.
Действующие и выведенные из эксплуатации трамваи
Действующие пассажирские трамваи
Трамваи, выведенные из эксплуатации
Служебные трамваи
Технические особенности
- от обычного трамвая скоростной трамвай (далее СТ) Волгограда отличает большая скорость движения;
- маршрут трамвая почти полностью изолирован от автомобильного трафика и перекрестков, что позволяет ему двигаться независимо от дорожной обстановки города;
- от обычного трамвая СТ отличает также высокая частота и регулярность движения и большим пассажиропотоком;
- питание трамваев в тоннелях осуществляется через контактный провод вместо контактного рельса, как в обычном метрополитене. Под эти условия были перепроектированы токоприемники, которые способны работать при высоте от головки рельса до контактного провода в 3,8 метра в тоннеле и вплоть до 6,3 метров при движении по наземным линиям;
- сам подземный участок СТ спроектирован так, что в перспективе может быть переоборудован для движения состава метрополитена. Соответственно габариты тоннелей, станций были сконструированы по нормам проектирования метрополитена.
Интересные факты
- В 2012 году журнал "Forbes" опубликовал список "12 самых интересных трамвайных маршрутов мира", в котором волгоградский метротрам занял 4 место.
- Город Волжский соседствующий с Волгоградом тоже имеет свою трамвайную сеть не связанную с сетью большого города.
- На маршруте используется движение составов с определенным интервалом, что является нормой для метрополитена, но редко встречается на наземных трамваях. Похожая система используется, к примеру, на новых трамваях "Чижик" в Санкт-Петербурге.
Итог
Мы считаем, что жителям Волгограда очень повезло, так как у них имеется бесспорно интересном виде подвижного состава, который не встречается нигде на территории нашей страны. За свою жизнь он стал одной из достопримечательностей города, на которую со всей России и даже из других стран приезжают туристы с одной лишь целью - увидеть и прокатиться на этом уникальном виде транспорта.
В программе Волгограда "Стратегия развития дорожно-транспортной сферы Волгограда до 2033 года" предусмотрена возможность увеличения протяженности трамвайной линии.
Будем внимательно следить за будущей судьбой волгоградского метротрама.
О нас
Большое спасибо за прочтение! Мы работаем для Вас, уважаемые читатели. Подписывайтесь, ставьте лайки и следите за нами в социальных сетях (ссылки ниже). Впереди будет еще много интересного из мира Железных Дорог.
Если Вы найдете какие-нибудь неточности, пишите нам. Будем только рады их исправить. А также заходите в группу в ВК, если хотите помогать нам с развитием канала или просто ищите собеседников по интересам.
-ВКонтакте: https://vk.com/locomotivedepot
-Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5f7da98a64d17b0ccce64d7a
-Твиттер: https://twitter.com/LocDepot
Мы активно работаем над созданием мощного сообщества, портала, посвященного разным подвижным составам со всего мира, который пока делаем в ВКонтакте (ссылка выше), но впоследствии перенесем на свой сайт! В нем каждый найдет для себя что-то интересное!
Нас с каждым днем становится все больше и больше! Присоединяйтесь! Не пожалеете! :)
Автор: Тёмкин Антон (EltonKross).
Редактор: Сиротина Вероника.