После свержения Лжедмитрия I на престоле оказался не избранный Земским собором, а «выкрикнутый» на Красной площади князь Василий Иванович Шуйский (1606-1610). Новый царь тут же дал так называемую крестоцеловальную запись, которой гарантировал сохранение всех привилегий боярства, а главное, не отнимать их вотчин и не судить бояр без Боярской думы.
Начало темы по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/5f7f7a055065b064850af3b7/4-noiabria-chto-my-prazdnuem-chast-1-5fa69d5d3a59d851054d53db
Едва начав править, Василий Шуйский столкнулся с мощнейшим народным восстанием, переросшим в крестьянскую войну (1606-1607). Возглавил это движение бывший холоп Иван Болотников. В среде восставших был очень разношёрстный социальный состав: крестьяне и холопы, посадские люди и казаки, стрельцы и служилые люди. Все эти люди выступили против власти боярина Шуйского и хотели видеть правителем законного царя Дмитрия Ивановича. Ходили слухи, что Лжедмитрия не убили, ему удалось спасти. Собственно Болотников выдавал себя за воеводу царя Дмитрия.
Крестьянская война достигла небывалого размаха. Возникнув в районе юго-западной Украины летом 1606 года, уже к осени войско восставших совершило поход на Москву, которую им взять не удалось. В дальнейшем пожар войны разрастается на значительной территории. К Болотникову присоединился крупный отряд, пришедший с Терека, возглавляемый Ильёй Горчаковым. Он выдавал себя за никогда не существовавшего сына царя Фёдора – Петра Фёдоровича (известен как «Лжепётр»). Вместе с русскими восстали и народы Поволжья – марийцы, мордва и татары.
В мае 1607 года восставшим удалось разбить царские войска при обороне Калуги. Это было, пожалуй, последнее успешное действие болотниковцев. В июне того же года Иван Болотников оказался со своим войском зажат в Туле. Началась её длительная оборона, продолжавшаяся 4 месяца.
Стойко сопротивлялись восставшие. Даже тогда, когда специально построенной плотиной на реке Упе была затоплена Тула, болотниковцы держались. Не сумев взять город силой, Василий Шуйский решил пойти на хитрость. Он начал вести переговоры, в ходе которых поклялся сохранить Болотникову и другим участникам движения жизнь и свободу. Когда ворота Кремля в октябре отворились, предатели из числа осаждённых схватили Ивана Болотникова и Илью Горчакова и выдали их. Горчакова повесили в Москве у Данилова монастыря, а Болотникова сослали на север, в далёкий Каргополь (ныне Архангельской области), там ослепили и утопили. Так царь Шуйский «сдержал» своё обещание.
Хотя восставшие и потерпели поражение, но их выступление стало первой крупнейшей попыткой массовой борьбы русского народа против крепостничества, которая позднее приняла форму крестьянских войн. Они ещё не раз будут сотрясать Российское государство. Через 60 лет произойдёт крестьянская война под руководством Степана Разина, а ещё через 100 лет - под руководством Емельяна Пугачёва.
Но, пожалуй, вернёмся в 1607 год. В то время в Стародубе появился ещё один «Дмитрий», «чудесно спасшийся» в 1606 г. в Москве. Точная личность его так и не установлена, существует несколько версий, кто это был на самом деле. Но истории этот персонаж известен в качестве Лжедмитрия II. Под его знамёна встали казаки во главе с Иваном Заруцким, остатки болотниковцев, в основном это крестьяне и холопы, не признававшие власть Василия Шуйского.
В июне 1608 года Лжедмитрий II вместе со своими отрядами оказался под Москвой. Взять столицу ему не удалось, поэтому он разбил свой лагерь в подмосковном селе Тушине. Отсюда и появилось его прозвище – «Тушинский вор». Сюда к нему приехала Марина Мнишек, которая признала в нём своего законного мужа – царя Дмитрия.
В Тушино сформировался свой государственный аппарат – были бояре и служилые люди, а также свой патриарх. Им стал Филарет (Фёдор Никитич Романов). Так отец будущего царя Михаила Романова получил высший церковный сан в лагере авантюристов.
Кстати в прошлом году вышла книга «Тушинский лагерь (Публикация коллекции В.А. Политковского из собрания ГИМ)» научного сотрудника Отдела сохранения археологического наследия Исторического музея к.и.н. О.В. Двуреченского, которое содержит полное описание археологических находок, сделанных на месте столицы Лжедмитрия II, «тушинского вора». Большая часть находок впервые вводится в научный оборот.
Василий Шуйский, не сумев самостоятельно одолеть нового самозванца Лжедмитрия II, Шуйский обратился за помощью к Швеции. Таким образом, он санкционировал вступление шведов на русскую землю. Тогда же началась открытая интервенция поляков. Потерявший на этой почве популярность Василий Шуйский был свергнут.
К власти пришла семибоярщина – семь крупнейших и знатнейших боярских родов. В августе 1610 года они обратились к польскому королю Сигизмунду III с предложением его сыну королевичу Владиславу занять русский престол. В ночь на 21 сентября бояре тайком впустили поляков в Москву.
Таким шагом бояре рассчитывали, что призвание Владислава одним махом поможет избавиться и от Лжедмитрия II, и от Сигизмунда. Но они просчитались. Несмотря на решение боярства признать поляков, жители Смоленска оказались патриотами и не пускали их к себе, активно обороняя свой город.
В этой связи Король Сигизмунд III отказался отпускать Владислава в Россию и требовал прекращения сопротивления в Смоленске.
В это время лагерь Лжедмитрия II развалился, а сам самозванец был убит своим же человеком. Тем не менее, оставалась Марина Мнишек, которая признавала в нём своего супруга – «истинного царя Дмитрия» и даже родившая от него сына Ивана.
В условиях многолетней разрухи, народных волнений и иностранной интервенции, формируется первое народное ополчение. В нём был довольно разношёрстный состав. Один из передовых отрядов возглавлял князь Дмитрий Пожарский. Во главе самого ополчения был Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий и Дмитрий Трубецкой.
Первое ополчение в марте 1611 года освободило Замоскворечье, но овладеть Москвой не смогло. Поляки и бояре-изменники подожгли столицу и она выгорела.
Первое ополчение распалось. Связано это было с тем, что ополченцы и казаки создали земское правительство, в котором начались разногласия между разными их группировками. В ходе этих разногласий Прокопий Ляпунов был убит.
Тем временем, шведы, благодаря боярам-изменникам, взяли Новгород. Народное недовольство по всей стране росло. В итоге осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде формируется второе народное ополчение во главе с посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.
А теперь мы подходим к главной сюжетной линии нашего «праздника».
Праздник у нас связан с освобождением Москвы от поляков и установлен на 4 ноября, а это по старому стилю 22 октября. Что же произошло в этот день? В этот день интервентов удалось изгнать только из одного района Москвы – Китай-города. Лишь 26 октября (по новому стилю 8 ноября) польские войска капитулировали в Кремле.
Кстати ополченцы обещали помиловать сдавшихся поляков, но обещание, как это принято, не сдержали. Начались массовые избиения, грабежи и убийства. При этом важно заметить, что среди убитых и ограбленных москвичей были не только поляки, но и русские люди.
То есть что мы празднуем? Освобождение Китай-города? Ладно, даже если с натяжкой, то Москву. Но ведь после этих событий Смутное время не завершилось. Поляки и шведы продолжали хозяйничать на русской земле. Только в 1617-1618 гг., когда были подписаны соглашения с Швецией (Столбовский мир) и Польшей (Деулинское перемирие), их войска покинули пределы России.
Это по меньшей мере странно. Мы могли бы с той же лёгкостью отмечать день победы в Великой Отечественной войне в день окончания Сталинградской или Курской битв. А что? События-то знаменательные. Да, мы их почитаем, но всё-таки день победы у нас празднуется тогда, когда страна была полностью освобождена, а враг разбит.
Вернёмся к 1612 году. В начале 1613 года собрался Земский собор, который избрал царём Михаила Фёдоровича Романова.
Казалось бы, что на этом можно поставить точку. Нет, пока ещё нельзя. Стоит знать, что значительная часть населения поддерживала сына Марины Мнишек и Лжедмитрия – Ивана, который был прозван «ворёнок» (так как Лжедмитрий II имел прозвище Тушинский вор). На юге России сторонники маленького ворёнка возглавлялись Иваном Заруцким и оказывали сопротивление правительственным войскам. Спустя некоторое время Заруцкий был схвачен и казнён. Также схватили Марину Мнишек с сыном.
Одним из первых запоминающихся мероприятий нового царя Михаила Фёдоровича Романова стала казнь трёхлетнего сына Марины Мнишек - Ивана.
Описание этой трагедии сохранились в записках современника тех событий – голландского путешественника Элиаса Геркмана:
«Затем публично повесили Димитриева сына… Многие люди, заслуживающие доверия, видели, как несли этого ребенка с непокрытою головою [на место казни]. Так как в это время была метель и снег бил мальчику по лицу, то он несколько раз спрашивал плачущим голосом: "Куда вы несете меня?"...
Но люди, несшие ребенка, не сделавшего никому вреда, успокаивали его словами, доколе не принесли его на то место, где стояла виселица, на которой и повесили несчастного мальчика, как вора, на толстой веревке, сплетенной из мочал. Так как ребенок был мал и легок, то этою веревкою по причине ее толщины нельзя было хорошенько затянуть узел, и полуживого ребенка оставили умирать на виселице».
О кончине Марины Мнишек достоверно ничего не известно, кроме того, что её смерть была внезапной и наступила вскоре после этих казней. Подозревают, что её удушили. Официальной версией было, что она «умерла от тоски по сыну».
Существует предание, согласно которому Марина Мнишек, после казни своего сына, находясь в заточении, прокляла род Романовых.
Также суеверные люди в народе поговаривали, что если кровью династия начала своё правление, кровью и кончит.
Возможно, это совпадение, но начало династии Романовых связано с Ипатьевским монастырём, а её гибель – с домом инженера Ипатьева. Это совершенно разные объекты, но схожие названия наводят на размышления…
Так вот теперь вернёмся к нашему празднику. Интересно, о каком единстве может идти речь, после вышеназванных фактов? Да, изгнали поляков, после чего избрали новую династию Романовых. Да, это значительное событие для нашей истории, но навряд ли может именоваться днём народного единства. Возникает вопрос, кто с кем единиться должен?
Вывод однозначен: праздник создан искусственно, дабы что-то противопоставить годовщине Великой Октябрьской революции. Можно было ли подобрать менее противоречивое событие для праздника? Вероятно, это вопрос риторический…