Астрономические причины сезонных изменений:
Смена времен года на земле протекает в нерушимой последовательности:
- в зимнее время солнечные лучи освещают самую нижнюю точку на эклиптике;
- весна начинается, когда солнечное светило перемещается из южного полушария в северное;
- в летнее время Солнце греет наивысшую северную точку;
- осень приходит, когда звезда переходит сверху вниз небесный экватор.
Если Солнце больше направлено на Северное полушарие, то постепенно к его континентам приближается летний сезон. Дни увеличиваются, ночное время укорачивается. После смены положения земного шара страны Южного полушария освещаются солнечными лучами, а на Северное приходит зима. Процесс продолжается с точностью наоборот.
Каждый сезон продолжается 3 месяца, после сменяется другим. А в некоторых точках мира круглый год стоит определенная температура.
Чтобы лучше понять, чем объясняется смена времен года на земле, нужно иметь понятие о движении небесного тела в космическом пространстве и некоторые факторы, влияющие на этот процесс.
- Эклиптика – огромная окружность небесной сферы, на которой совершается движение Солнца в течение одного года. Плоскость эклиптики – область прохождения Земли вокруг солнечного светила.
- Наклон оси вращения — угол уклонения оси вращения земного шара от перпендикуляра к плоскости его орбиты.
- Эллиптичность орбиты. Траектория перемещения нашей планеты происходит не по круговой орбите, а по орбите, которая имеет форму эллипса (слегка сдавленного и вытянутого круга).
Что было бы…
Интересный вопрос: что было бы, имей наша планета другой угол наклона оси, или не имей его вовсе? Включив свое воображение, можно рассмотреть три случая:
- угол наклона равен 0 градусов;
- угол составляет 45 градусов;
- угол равен 90 градусов, Земля «на боку».
Угол наклона равен 0 градусов. Сложись так, мы жили бы в условиях вечной весны или осени, дни были бы равны ночи, и похожи друг на друга как близнецы. На полюсах наблюдалось бы вечное утро, а климат был бы намного мягче.
Угол составляет 45 градусов. В этом случае, умеренного пояса не существовало бы, а холодный пояс примыкал бы к жаркому. В Москве на протяжении всего июня царил бы непрерывный день, а в зимние месяцы стояла бы сплошная ночь. На полюсах, относительно теплое лето, сменялось бы суровой зимой, а ледовые массивы Арктики заметно уменьшились бы в объеме.
Земля «на боку». На полюсах, в течении полугода царил бы день, а при смене на ночь, сумерки длились бы несколько дней. В средних широтах дни увеличивались бы с началом весны, а потом наступил бы день, длившийся несколько суток. Для широты Питера, например, такой день мог бы быть равен 130 суткам. Зимой наоборот — многосуточная темная ночь. В районе экватора день был бы равен ночи.