Найти тему
Советская авиация

Первые Ту-154 - где же они сейчас?

Ту-154 – величайшая модель самолёта, которая использовалась многие годы сперва Советским Союзом, а затем и Россией. Особую ностальгию вызывает классическая окраска, которой, к сожалению, нет в Центральном Музее Военно-Воздушных сил РФ. Ожидать его появления в Монино не стоит, так как пригнать такой огромный борт сегодня очень сложно.

Та самая первая ливрея Аэрофлота.
Та самая первая ливрея Аэрофлота.

Первые 120 произведенных из них находятся в разных частях света. Изначальная версия Ту-154 и его модернизированный брат Ту-154А разбросаны по территории Европы и Азии.

Самый старый из них – 85003 – стоит в Самаре в университете имени академика С. П. Королёва и используется для стажировки студентов третьего курса.

85009 находится в ангаре НАУ Киева. Его используют для испытаний БРЭО и других систем, поэтому он немного разобран.

Тот самый 85009 в ангаре НАУ.
Тот самый 85009 в ангаре НАУ.

Первыми серийными Ту-154 были 85010 и 85011. Сейчас они хранятся в Егорьевском Авиационно-техническом колледже. Со вторым получился небольшой казус при перевозке. Во время посадки тележка попала в яму и стойка сложилась. Самолёт пришлось тащить на брюхе волоком.

Не хочется, чтобы эти борта повторили участь Ил-18, который закончил металлоломом.

На аэродроме Омского лётно-технического колледжа стоит самолёты 85015, 85064, который был переделан в Ту-154Б-1 в восьмидесятых годах, и 85081.

В Киевском аэропорту в музее сохранился борт 85020.

Топливом для 85035 (Ту-155), являющийся ответвлением Ту-154, был водород, который использовался двигателями НК-88. После чего его переделали для полётов на сжиженном газе. На данный момент он находится в институте имени М. М. Громова.

HA-LCA в Будапеште с 1991 года использовался для тренировок спасателей. В 2018 его перекрасили в старые цвета «Malev», после чего он выглядит просто потрясающе.

85050, который сначала находился в Египте, где его называли «Ti», с 2004 года стоит в аэропорту Узбекистана.

85057 борт в 2011 году был арендован «Авиалиниями Дагестана» у Самары, а сейчас продаётся.

В музее гражданской авиации Ульяновска 85061 с 2002 года стоит в качестве экспоната, который в восьмидесятых конвертирован в Ту-154Б

Самолёт 85117 был передан «Алтайским Авиалиниям», но до сих пор находится в ливрее «Аэрофлота». Стоит в Барнауле и используется для различных тренировок.

Множество ранних Ту-154 ещё стоят на учебных площадках. В музеях находится 3 самолёта.

Есть надежда, что их будут использовать максимально эффективно, а не сдадут на металлолом.