Ту-154 – величайшая модель самолёта, которая использовалась многие годы сперва Советским Союзом, а затем и Россией. Особую ностальгию вызывает классическая окраска, которой, к сожалению, нет в Центральном Музее Военно-Воздушных сил РФ. Ожидать его появления в Монино не стоит, так как пригнать такой огромный борт сегодня очень сложно.
Первые 120 произведенных из них находятся в разных частях света. Изначальная версия Ту-154 и его модернизированный брат Ту-154А разбросаны по территории Европы и Азии.
Самый старый из них – 85003 – стоит в Самаре в университете имени академика С. П. Королёва и используется для стажировки студентов третьего курса.
85009 находится в ангаре НАУ Киева. Его используют для испытаний БРЭО и других систем, поэтому он немного разобран.
Первыми серийными Ту-154 были 85010 и 85011. Сейчас они хранятся в Егорьевском Авиационно-техническом колледже. Со вторым получился небольшой казус при перевозке. Во время посадки тележка попала в яму и стойка сложилась. Самолёт пришлось тащить на брюхе волоком.
Не хочется, чтобы эти борта повторили участь Ил-18, который закончил металлоломом.
На аэродроме Омского лётно-технического колледжа стоит самолёты 85015, 85064, который был переделан в Ту-154Б-1 в восьмидесятых годах, и 85081.
В Киевском аэропорту в музее сохранился борт 85020.
Топливом для 85035 (Ту-155), являющийся ответвлением Ту-154, был водород, который использовался двигателями НК-88. После чего его переделали для полётов на сжиженном газе. На данный момент он находится в институте имени М. М. Громова.
HA-LCA в Будапеште с 1991 года использовался для тренировок спасателей. В 2018 его перекрасили в старые цвета «Malev», после чего он выглядит просто потрясающе.
85050, который сначала находился в Египте, где его называли «Ti», с 2004 года стоит в аэропорту Узбекистана.
85057 борт в 2011 году был арендован «Авиалиниями Дагестана» у Самары, а сейчас продаётся.
В музее гражданской авиации Ульяновска 85061 с 2002 года стоит в качестве экспоната, который в восьмидесятых конвертирован в Ту-154Б
Самолёт 85117 был передан «Алтайским Авиалиниям», но до сих пор находится в ливрее «Аэрофлота». Стоит в Барнауле и используется для различных тренировок.
Множество ранних Ту-154 ещё стоят на учебных площадках. В музеях находится 3 самолёта.
Есть надежда, что их будут использовать максимально эффективно, а не сдадут на металлолом.