Найти тему

Сказы рода Лыковых. Сестра Карпа Осиповича - Дарья (часть 4)

Саянские горы
Саянские горы

В предыдущих статьях я начала рассказ о детстве Карпа Лыкова, патриарха Лыковской заимки, обнаруженной геологами более 40 лет назад, в Саянской тайге. Еще когда он был совсем ребенком (а то и вовсе "в проекте", об этом семейные предания умалчивают) его семья приняла решение уйти в тайгу и об этом можно прочесть здесь.

Шли годы и на заимке, прозванной Тиши, все было точно, как в названии: тихо и спокойно. Незаметно подросли старшие из детей Лыковых, Степан и Дарья. У Степана на щеках начал пробиваться рыжий пушок, а фигура и характер стали напоминать отцовские - кряжистый и немногословный. Зато и избу мог сладить и любого зверя поймать. Дарья же напоминала мать - красивая и фигуристая. В работе могла с парнями поспорить, даже с топором могла шустро управляться: новую баню для разросшейся семьи (к тому времени ребятишек в семье было уже пятеро - еще одна сестра Анютка, Карп и самый младший Евдоким) Степан рубил и ставил на пару с Дарьей.

Отдельно хочу подчеркнуть этот момент - про баню. Получается, что в семье родителей Карпа Лыкова баню уважали, как в обычных деревнях. И вопрос, чем мытье прогневало Карпа Осиповича в дальнейшем, так и остается открытым. В общем, любое дело огнем горело в руках у Дашутки, и только одно расстраивало родителей - по вечерам не учиться, да не молиться тянуло девку, хоть и способности к ученью у нее были не хуже, чем у младших. Хотелось Дарье больше на посиделки, языком почесать, да с парнями позубоскалить. Оно и понятно, дело молодое.

Вечерами, закончив с делами и заботами, собирались жители заимки в самой большой избе. Женщины и девушки пряли или ткали, а кто шил или вышивал. Ну и парни, конечно, не могли пройти мимо таких посиделок, потому что были они вместо клубов нынешних - и поговорить, и зазнобу по сердцу приглядеть. (Когда я читала рассказы об этом, вспоминала "Дело было в Пеньково" и точно такие же посиделки у Алевтины-"комсомолки"😀)

-2

А раз на посиделках занимались рукоделием, то вопрос освещения рано или поздно должен был возникнуть. Керосиновые лампы было "не можно", потому что считалось, что огонь в них "адский" и богопротивный. С другой стороны староверы в других деревнях бывали, когда пушнину меняли на необходимые им товары, и видели, что с лампами намного сподручнее. На одной из заимок на Алтае кто-то из мужиков додумался соорудить что-то типа уличного фонаря, но без одной из стенок и без крыши, куда приспособил керосинку, прислонив изобретение к окну. Так и освещал горницу: свет есть, но не под одной крышей с образами. (Как по мне - толку не намного больше, чем от лучины) В Тишах такое чудо делать не стали, больше с лучиной пробовали: разные сорта деревьев, да по-разному просушить.

На таких вот посиделках и стали присматриваться друг к другу Дарья и Ермила Золотаев - из одной из тех семей, что первыми пришли. Поговорили друг с другом родители, да и порешили, что будут сватов засылать, но немного погодя, потому как жениху на ту пору шел семнадцатый год всего, а невесте вообще шестнадцатый.

Забегая вперед, скажу: нет в воспоминаниях подробного объяснения, почему дальше так сложилось, да только поняла я так, что, когда подошло время свататься, заартачилась Дашутка. То ли уже приглядела кого другого, то ли позже повстречался кто, а только вышла она замуж в село Турочак, что на Алтае. Фамилию мужа я нигде не нашла, только имя - звали его Макаром. В воспоминаниях говорится, что жену он свою любил, хотя долгое время детей у них не было. А вот свекровь и остальная родня невзлюбили Дашутку. Так что жизнь у нее замужем была несладкой. Так вот ушла на сторону первая веточка рода Лыковых.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи и узнать, что стало с остальными Лыковыми-младшими.