ГАЗ-13 «Ча́йка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе.
Внешний вид ГАЗ -13 от ГАЗ -12 — более изящные ободки фар, окрашенные снаружи под цвет кузова, более обобщённая решётка радиатора с клетчатым рисунком, цельное лобовое стекло, иные колпаки и молдинги на боковине, «вытянутые» задние крылья . Увеличить мощность двигателя, улучшить систему тормозов и установить автоматическую трансмиссию, как на «Волге».
Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, дизайнеров и испытателей завода: В. С. Соловьёв, Н. А. Юшманов, Г. А. Пономарёв, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков, а также Л. Д. Кальмансон, Б. С. Поспелов, Б. Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте и другие.
Изначально существовало два варианта названия проекта — «Чайка» и «Стрела», в итоге был выбран первый. Согласно легенде, один из конструкторов на вопрос, почему победила именно «Чайка», ответил: «Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Чайка. Так и у нас: „Волга“, а над ней — „Чайка“».
Один из эскизных вариантов по проекту автомобиля ЗИМ-2 — первая проработка внешнего облика будущей «Чайки». Борис Борисович Лебедев, 1956 год.
Проект визуально современного, оригинального и динамичного автомобиля, созданный под явным влиянием новейших американских моделей, как то: седана Packard Patrician и кабриолета Packard Caribbean (1956 г.), которые были закуплены НАМИ для изучения.
В 1956 году были построены первые ходовые прототипы, внешность которых, будучи уже ближе к будущему серийному автомобилю, всё ещё существенно отличалась в деталях.
Для нового автомобиля был спроектирован полностью новый двигатель, V8, вместо стоявшей на ЗИМе рядной «шестёрки». Он имел достаточно прогрессивную по меркам тех лет конструкцию, в частности — и блок цилиндров, и головки, и впускной коллектор, и поршни были выполнены из алюминиевого сплава — редчайшее по тем временам техническое решение.
С ним была спарена полностью автоматическая гидромеханическая коробка передач, родственная КПП «Волги» ГАЗ-21, пошедшей в производство в то же время, которая существенно облегчала управление автомобилем по сравнению с предыдущей моделью. Помимо изменённых коэффициента трансформации гидротрансформатора и передаточных чисел планетарной части, коробка передач «Чайки» отличалась и механизмом управления: выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся кнопочным селектором, расположенным слева на панели приборов. Он имел четыре кнопки: Н — нейтраль; Д — движение; Т — торможение (скорость до 36 км/ч — первая передача, выше — вторая; не рекомендуется при движении быстрее 60—70 км/ч[5], аналог режима L в современных АКПП); ЗХ — задний ход.
Также, в отличие от ЗИМа, имевшего несущий кузов, конструкторы «Чайки» пошли на использование отдельной Х-образной рамы, облегчённой по сравнению с традиционной лонжеронной и весьма оригинальной для того времени.
Кузов крепился к ней в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. У автомобиля с такой рамой кузов является по сути полунесущим — его силовые элементы, такие, как короба порогов, также участвуют в восприятии нагрузок наряду с самой рамой, благодаря чему достигается существенное облегчение конструкции. «Чайка» была крупнее и тяжелее ЗИМа, так что использование несущего кузова было в данном случае нерационально. Кроме того, практика длительной эксплуатации ГАЗ-12 показывала наличие определённых проблем именно с жёсткостью его несущего кузова.
Применение рамной конструкции позволило сохранить массу новой модели практически на уровне ГАЗ-12, несмотря на увеличение геометрических размеров, при этом крутильная жёсткость и долговечность кузова существенно возросли.