Часто перед началом зимнего сезона автовладелец задумывается о том, какие шины (по размерности) установить на свой автомобиль. Рад поделиться данными, полученными в 2018 году при испытании двух шин размеров 195/65/15 и 205/70/15 (одного производителя, зимних, без шипов). В испытании участвовал автомобиль седан иностранного производства, снабженный электроникой, дающей, в том числе возможность определения расхода топлива, отключения ABS (антиблокировочной системы) и ASR (антипробуксовочной системы), с механической КПП, бензиновым двигателем мощностью 140л.с. «За штурвал» были приглашены два профессиональных (в прошлом) автогонщика. Они, хорошо чувствуя автомобиль в различных условиях эксплуатации, любезно согласились выступить в роли экспертов. Были учтены показатели приборов и мнение каждого из экспертов, которое совпало по всем указанным показателям.
Краткие показатели измерений и оценки приведены в таблицах ниже.
I. Объективные показатели.
II. Субъективные показатели.
Как видно из приведенной выше таблицы, победить по всем показателям не удалось ни одной из шин. В чем-то впереди оказался 195-й размер, но 205-й был сильнее в других показателях. Одновременно улучшить все свойства резины, незначительно изменив ее размер, оказалось практически невозможным.
Чем хорош размер 195/65/15? У этих шин чуть лучше торможение на снегу, заметно лучше разгон на снегу и на льду, лучше плавность хода, а также они показали более успешную проходимость в глубоком снегу.
А в чем выигрывают 205-е? Совсем немного в боковых сцепных свойствах на льду на грани скольжения, совсем чуть-чуть лучше управляемость, но только на льду и асфальте. Они лучше держат курс на асфальте (эти показатели субъективны, измерению не подлежат). Также они чуть лучше тормозят на асфальте. Клиренс автомобиля с 205-ми чуть больше.
Однако ценой 205-я шина всегда превосходит свой 195-й аналог, а это для многих может служить решающим фактором, при прочих практически идентичных показателях.
Стоит отметить, что при переходе с 195 на 205 получаем увеличение клиренса (примерно +1,65 см.) и некоторое уменьшение показателей спидометра в сравнении с реальной скоростью (едете 95 км/час, а прибор показывает 90 км/час), а значит, и немного меньшие показатели пробега автомобиля (на одометре будет цифра меньше, чем проехал автомобиль в действительности). Эти показатели будут различаться примерно на 5%. Стоит учитывать и тот факт, что с износом шин эти показатели так же прогрессивно меняются, но это не сильно заметно на практике. Так же при установленных 205-х субъективно лучше внешний вид.
Так стоит ли менять шины из-за того, что бы получить всего несколько процентов выигрыша в единичных показателях?
Тем не менее, проведенный тест наглядно показал, как незначительное изменение размера шины одной и той же марки способно повлиять на эксплуатационные характеристики.
Рекомендации:
У 195-х есть преимущество в некоторых показателях перед 205-ми при заезде по снегу. Потому можно отдать им предпочтение, если на вашем обычном зимнем пути преобладают заснеженные дороги. А тем, кому больше приходится ездить по чистому (очищенному) или обледенелому асфальту, можно установить на своем автомобиле более широкие 205-е покрышки. Следует обязательно учесть рекомендации завода, изготовившего ваш автомобиль. На автомобиле, как правило, имеется наклейка с указанием допустимого типоразмера шин, допустимых к применению именно на данной модели. Не следует идти против этих рекомендаций, если единственным, что можно противопоставить рекомендациям, будет ваше желание, ничем объективно не подкрепленное.
Я на одном из своих автомобилей использую 195/65/15, на другом 185/65/15 и весьма доволен качеством езды на типоразмере шин, рекомендованном заводом – изготовителем автомобилей.
Рекомендую прочитать статью: "Зима: ездить с шипами или без них?"
Всем удачи на дороге!