Когда обыватели принимаются вещать о "порабощении Руси" в 1612 году, это очень смешно. Речь Посполитая на тот момент реально не могла ни завоевать, ни поработать Русское царство, речь шла лишь о династической унии, которая у Польши с Литвой имелась в наличии. Причём боярство уже выговорило себе весьма выгодные условия в виде ограничения абсолютизма в пользу аристократии. Максимум порабощения от такой унии - это раздача коронных земель польской аристократии, но для крестьян фактически не менялось абсолютно ничего.
Почему же широкие массы посадского населения и мелкого дворянства поддержали Минина и Пожарского? Потому что ослабление центральной власти в пользу аристократии резко увеличивало феодальный гнёт. Между двух зол - сильной царской властью и произволом магнатов нарождающаяся буржуазия выбрала абсолютизм. Почитайте, например, Зимина, или, на худой конец, Скрынникова.
Национально-освободительная борьба была только ширмой, за которой имущие классы решали свои проблемы. К вопросу, В.И. Ленин движение Минина и Пожарского не превозносил, ему был гораздо ближе Болотников, но как раз Болотников действовал от имени "Дмитрия Ивановича", то есть, вовсе не охранительствовал, а активно "раскачивал лодку" в пользу интервентов против борца за независимость Шуйского.
Буржуазные историки России приписали национально-освободительную борьбу к событиям Смуты задним числом, так как это было первое крупное движение в России, в котором буржуазия сыграла значительную роль.
Советская историография с одной стороны, стояла на плечах буржуазной историографии (а частично была и представлена и дореволюционный профессурой), и была не свободна от её терминологии с другой - отмечала именно массовый характер движения против поляков, который давал повод говорить об "общенациональном движении". Но реально освобождаться было не от чего - поляки для зависимых крестьян не несли никакой смены режима, не несли зависимости экономики страны от Польши, единственным пострадавшим была буржуазия и мелкое дворянство.
Так как буржуазия была на тот момент классом прогрессивным, то движение под руководством Минина и Пожарского является прогрессивным (но прогрессивным относительно, так как не выходит за разборки имущих классов). И подвиги во имя изгнания поляков для зависимых крестьян были бессмысленны - на их положение это не влияло никак. Посадские, служилые сословия получали от Михаила гарантии своих прав перед боярством и сохранение социального статуса, зависимый крестьянин получал только замену вяло текущей феодальный резни на планомерную эксплуатацию.
Впрочем, судя по тому, что наследники Сусанина тягались с монастырём, зависимым крестьянином Сусанин не был, а был начинающим сельским протобуржуа. Вот он и погиб за интересы своего класса. Для буржуазии он был героем. Для нас он такой же герой, как Гай Муций Сцевола, например.