Я уже писала на схожую тему заметку. Сейчас развитие мысли, с примером.
Одно из самых удивительных высказываний на тему аутистов – это то, что среди них часто попадаются гении.
Да? Никогда не видела. Может, и есть один-два.
А все остальные тысячи аутистов? Гении?
И близко нет. С точностью да наоборот.
Зачем же я пишу об этом повсеместном вранье?
А затем, что считаю, что нет, всё же у каждого человека, даже очень поврежденного, обязательно есть сильная сторона, с помощью которой можно "вытащить человека из мрака".
В литературе об аутистах это называют «найти интерес» и на основе этого интереса выстраивать обучение. Звучит многообещающе. Но нигде и никогда я не встречала последовательной методики, а как собственно это сделать? Пойти за интересом? Как конкретно? Вообще? Как получится?
Ну ясно. Вот и поговорили.
И слово интерес в этих советах считаю неверным. Хотя сама ходила за интересами долго и упорно. Мультики, книги про мультики, методические самодельные пособия на основе мультиков, счётный материал с персонажами, части тел персонажей, рассказы-сочинения-пересказы с персонажами, изучение профессий с помощью персонажей и так далее. У Гриши даже любимая игрушка – панда По. Это всё – хождения за интересами. Вот только хождения эти поверхностны и, в целом, дорога в никуда.
А рассказать хочу о том, что поняла на эту тему месяц назад.
Добралась я, значит, до изучения теста Векслера (проверка на интеллект). Да, я тормоз, он меня никогда не интересовал. Гриша был в таком плохом состоянии, что в тестированиях его использовали только элементы, где не нужна была речь.
Так вот, добралась. И первое, что я увидела, это кубики Коса, в России больше известные, как кубики Никитина.
Почитала про них, про Коса прочла. Про то, как он в 20-ые годы 20-ого века прям взорвал диагностику интеллекта, предложив вот такие простые кубики. А до этого, как я поняла, без речевой человек, да ещё неадекватный, автоматом считался умственно отсталым.
Ну вот, а Кос доказал, обосновал, что нет, вот, узор сложить можешь, значит, есть у тебя какой-то кусок интеллекта. В пространстве ориентируешься, логика присутствует, на анализ способен. Нужно же на картинку глянуть, подумать, из чего она состоит. На синтез способен. Картинку же собрать надо.
Такие дела. Революция.
----------------------
Прочла я это всё и ничего не поняла. Кубики – интеллект? Это ж просто кубики. Кем надо быть, чтобы из четырёх кубиков узор по шаблону не собрать?
Уточнение: Очень прошу правильно меня понять. Если вы или ваш ребёнок, вдруг, не можете этого сделать, я ни в коем случае не хочу ни вас, ни вашего ребёнка обидеть. Надеюсь, понятно, что я озвучиваю внутренний монолог и логику, которая меня привела к финалу.
Мой ребёнок не может 90% того, что под силу шестилетке. Я ни на кого не обижаюсь, если мне на это указывают. Это правда.
Поэтому очень прошу, правильно меня понять.
Продолжим.
Почему я впала в недоумение? Да потому что эти кубики были у нас с рождения Гриши. Он собирал их и в год, и в два, и в тёмные времена болезни, когда ни с кем не взаимодействовал. Просто открывал книжку с шаблонами, брал кубики и собирал.
Я никогда не придавала этому никакого значения. И никогда не понимала дефектологов на тестированиях, которые с восторгами наблюдали за абсолютно не контактным, без речевым ребёнком, спокойно собирающим любой узор, который они ему подсовывали.
Мог он это и всё. Что делать то с этим его умением? Как это поможет ему адекватно себя вести? Как это поможет ему говорить?
Никто не давал мне ответов на жизненно важные вопросы. А вот кубиками восхищались.
Но это было давно. Тогда я очень мало знала и понимала.
А вот теперь, прочитав про эти кубики, я подумала, что, может, я себе придумываю, и не собирал он кубики. У нас их давно нет.
И решила проверить.
Сделала ему 9 кубиков, прям как из теста Векслера. И шаблоны сделала, как для детей, так и для взрослых. И с нетерпением ждала урока.
И что?
Да ничего. Всё правильно я помнила. Никаких сложностей это не вызвало.
Но 9 кубиков это вроде как мало. У Никитина 16.
Сделала 16. Никаких сложностей.
Сделала 25 – никаких.
Сделала 36 – никаких.
Гриша спокойно брал шаблон, который, к слову, не увеличивался, оставался таким же маленьким. То есть анализ с каждым увеличением количества кубиков становился сложнее. Так вот брал он шаблон и собирал узор.
Первые какие-то крошечные сложности и просьбу о помощи я услышала, когда кубиков стало 49.
Но это были очень маленькие затруднения.
Тогда я, не долго думая, довела количество до 100. А, помним, шаблон всё тот же, маленький. И соотносить его с кубиками сложнее, и вообще вычленять из него части – сложнее. И понять, откуда вообще начинать, - сложнее.
И вот это всё Гриша, тот самый Гриша, который едва может сдержаться при встрече с трудностями, спокойно, шаг за шагом, собирает узор из 100 кубиков.
Кто-то, кто больше знает о кубиках Коса, может вычленить, что именно развивает ребёнок, собирая эти узоры: мышление, логика, последовательность действий, плюс ещё кубики лёгкие, и с ними надо быть очень аккуратным, а это кистевая моторика. А помним, моторика – это речь. Да вообще всё, что я перечислила, - это развитие речи. Ну это для тех, кому она важна.
Но меня во всём этом интересует не то, что ребёнок собирает узоры, а то, как он это делает.
- Спокойно,
- уравновешенно.
- Сталкиваясь с проблемой, не бросается в панику,
- а просит помощи,
- получая частичную помощь, не орёт,
- а думает.
Потому что, кто посмотрит видео, увидит, что я стараюсь давать подсказки не прямые, а косвенные, предлагаю не решение, а направление для размышлений.
И вообще, это единственное однообразное занятие-урок-игра, где Гриша так долго занят одним действием (более 20-и минут). И доводит это действие до конца без нытья и сопротивления.
А так как он способен к аналогиям, то вот такая тренировка всего перечисленного выше – это тренировка всего этого вообще, в целом. И перенос на все уроки, на любую деятельность.
И, получается, что следствие собирания узоров – это не сами узоры, а
- адекватное поведение,
- развитие эмоций,
- самоконтроля
- и воли, как
не странно для кого-то это может прозвучать.
Поэму я написала выше, что очень важно найти что-то, что является сильной стороной ребёнка. Не интерес. А сильную сторону или высшую психическую функцию (память, восприятие, воображение, мышление), или какое-то умение (ребёнок поёт-воет или танцует, то есть хоть как-то управляет телом).
У Гриши – это пространственное мышление + логика. Не кубики Никитина, как надеюсь, понятно, а именно пространственное мышление. Он легко читает чертежи, и собирает по ним конструкции, что можно увидеть на канале. Я не учила его строить башни, глядя на чертежи. Он просто это может.
Видимо, развилось это пространственное мышление в сложных обстоятельствах трудной безречевой диспрксической жизни Гриши. Анализировал, что мог, довёл до хорошего уровня.
Шучу, это домыслы.
Итак.
Надо найти то, что получается у ребёнка хорошо. Не важно что. Но оно должно выступать на фоне всего. Даже если ребёнок всё делает плохо, ну хоть что-то выделяется хоть чуть чуть.
За это надо хвататься.
И главное, это надо усложнять. Потому что в процессе ребёнок осваивает и оттачивает жизненно необходимые навыки – переключение, самоконтроль, воля, внимание, умение думать, решать проблемы, умение видеть разницу между важным и не важным и многое другое, о чём я даже не догадываюсь.
Без этих навыков невозможно ни обучение, ни речь, ни более менее нормальная жизнь, в принципе.
П.С. То что я описала, это не гениальность. Но на безрыбье, я считаю, что угодно, что даётся чуть легче и получается чуть лучше - уже почти гениальность. Потому что никто не знает перед какими трудностями на самом деле стоит конкретно Гриша и любой другой ребёнок с расстройствами развития. То, что нам, здоровым, кажется примитивным, сказать слово, например, для многих это Эверест, к которому они годами прорываются. И никто, даже родители, которые ползут рядом, не знают, что испытывают эти дети, день ото дня вкалывая как олимпийские спортсмены, ради примитивного слова МАМА, которое смогут сказать.
Ещё раз. Никто этого не знает. Кроме них.
-----------------------------------
На видео Гриша собирает узор из 100 кубиков. Этот узор никогда не собирал.
П.С. Так же, кто смотрит видео на этом канале, знает, что Гриша грызёт то ли ногти, то ли пальцы. Так вот - это нервное. Наиболее ярко проявляется на занятиях по речи, когда задачи перед Гришей стоят практически непосильные.
На этом уроке он ничего не грыз в течении 24 минут.
Удачи вам!