Роман Эмиля Золя "Дамское счастье" был написан в 1883 году, но, скорее всего, описывает события конца 1860-х.
Какие эмоции у покупательницы могла в то время вызвать девушка за прилавком, и почему?
Первые продавщицы появились в знаменитом парижском универмаге "Бон Марше" в 1868 году - в качестве штрейкбрехеров. Потом некоторые из них остались в магазине, но процент их был небольшим относительно общего числа сотрудников. Традиционно продавщицы работали в отделах готового платья, в бельевом отделе - а вот перчатки, ткани и многое другое продавали мужчины.
Одной из социокультурных причин последней трети XIX века, препятствующих поступлению продавщиц во все отделы, была размытость самого образа продавщицы. Пролетариатом она уже не была, а мелкой буржуазией еще не стала. Более того, продавщицы новых больших магазинов совсем не походили по манере и функциям на девушек за кассой старомодных парижских лавок. Это было новое сословие, формировавшееся здесь и сейчас, сословие "девушек - белых воротничков", как описывает это явление Элизабет Уилсон.
Продавщица нового формата отличалась от приказчицы старой лаки примерно так же сильно, как универмаг с тридцатью девятью отделами отличался от магазина "Старый Эльбеф", описанного в том же романе "Дамское счастье".
Продавцы универмагов играли роль хорошо вышколенных старших слуг в богатых домах: корректное поведение, учтивость и осознание собственного достоинства. Как пишет Майкл Миллер в своем исследовании о "Бон Марше", целью этой игры было создать у клиентки ощущение власти над всеми этими товарами и людьми - а потом опустошить ее карманы и насладиться победой и прибылью.
Торговый дом предоставлял продавщицам базовые удобства: питание и угол для жилья. Это должно было исключить необходимость другого рода заработка. Как видим из текста романа, продавщицы не имеют права работать по ночам и подрывать тем самым свое здоровье, так как "оно им не принадлежит". С одной стороны, администрация предпринимала определенные шаги, чтоб позаботиться о своих сотрудницах. Но, с другой, о продавщицах из отделов готового платья ходили нелицеприятные слухи даже среди самих продавщиц. В романе пересказывается то ли слух, то ли шутка, что в "Лувре" при отделе готового платья "есть своя акушерка".
В конце XIX века абсолютно любая жительница большого города могла одеваться как леди - если, конечно, умела накопить на подобающую одежду. Но никто уже не подразумевал, что служанка может выходить из дома только в платье из гризета и фартуке. Джоан Энтуисл в своей книге "Модное тело" приводит пример служанки, которая, однажды выйдя из дома в обычном городском платье, получила приглашение в гости от жены местного пастора. Та не смогла разобрать, стоит ли перед ней старшая горничная или одна из родственниц небогатого жителя прихода.
Покупательницы универмагов тоже относились к девушкам-продавщицам с недоумением: те выглядели и имели манеры мелкой буржуазии - но были, по сути прислугой. И если в глазах Анриетты, богатой клиентки "Дамского счастья", приказчик, нежно примеряющий перчатку ей на руку, - всего лишь слуга, как бы ласково он ни смотрел, и как бы доверительно она к нему ни склонялась, в продавщицах она видит нечто совсем иное.
Подруга Анриетты, дама небольшого достатка, даже тушуется при разговоре с опытной продавщицей, стремящейся продать ей манто подороже. Покупательнице неловко назвать сумму, в пределах которой она готова совершить покупку, а продавщица, работающая за процент, понимает, что может вытащить из нее несколько больше.
Анриетта богата и красива, ее манера преподносить себя исключает любое подобие тонко обставленного хамства. Но она вдруг ловит себя на мысли, что корректная и профессионально ведущая себя продавщица Дениза вызывает у нее и злость, и зависть. Анриетта и Дениза оказываются фигурантками одного любовного треугольника. Не секрет, что мужчины из числа буржуазии пользовались услугами женщин самых разных сословий - в том числе и тех, кому они просто платили. Но Дениза оказывается с Анриеттой на равных: мужчина не собирается просто оплатить ее услуги, но готов предложить длительные отношения.
Последней каплей для Анриетты становится свадьба ее протеже, обедневшей маркизы, служащей в универмаге, с рассыльным из этого же магазина.
Черное сиротское и черное форменное платье Денизы - еще одна статья по роману "Дамское счастье".