Рядовая ситуация – приходит очередная скорбь и многие из нас говорят со вздохом: «На все воля Божия». Таким образом как бы имея ввиду: «Господь опять попустил мне неприятности, но я потерплю, ради Него смирюсь». А некоторые, вспомнив фразу про волю Божию, подумают: «Потерплю ради нетленных сокровищ, приумножу свое наследство на небе». Таким образом и первые и вторые как бы возлагают ответственность за акт начала жизненных невзгод на Бога, хотя и по своим собственным грехам. Как будто Он только и ждет момента, что бы шлепнуть нас, хотя и ради нашего воспитания.
Поводом к написанию статьи стал случай в монастыре. Один монах сильно заболел, находился в тяжелом состоянии. Казалось, вот тот самый случай, Господь попустил по грехам – как же иначе. А игумен говорит: «Не было воли Божией, что бы ты болел. Ты сам простыл». И действительно, потом монах вспомнил как его, вспотевшего от работы, продуло холодным ветром. Да, работал в монастыре. Да, исполнял послушание. Но кто мешал вовремя пойти погреться или сменить одежду? Причиной болезни стало пренебрежение к своему здоровью, халатность или русское «авось».
А теперь, если окинуть взглядом свою жизнь, только представьте сколько раз мы поступали против воли Божией, против здравого смысла, против гражданских законов? Сами подбрасывали кирпич, а получив спустя время по голове, говорили: «На все воля Божия». А дело то не в ней. Уверен, что большую часть наших скорбей и жизненных потерь мы устроили сами себе, а вину, хотя и с ложным смирением, возлагаем на Него. Бог у нас всегда виноват во всех бедах, как будто он не Любовь, а Возмездие. В этих случаях мы уподобляемся уголовникам, лейб-мотивом через песенное творчество которых проходит только одна мысль – эх, судьба злодейка, из-за тебя я опять смотрю на небо через решетку. Простите, вскрывала квартиру и воровала чужое тоже судьба злодейка, или вы сами своими руками делали это?
Призываю вас не перекладывать всегда и во всем вину за свои неприятности на Господа, большая часть из того, что с нами происходит плохого – простое следствие наших собственных ошибочных поступков. Конечно, случаются попущения, но не во всем и не всегда. А иначе происходит чудовищная ошибка. Мы живем примерно с такой установкой: «Ты виноват и в том и в этом, но Ты прости меня, правда, не знаю за что». Может, должно быть так: «Ты оградил меня от справедливого наказания и за то моё злое дело и за это. Ты спас меня и тогда и сейчас. Прости меня за то, что каждый день плюю в колодец, из которого пью.»