Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Боярыня Морозова как образ раскольничества

Это продолжение цикла историй о церковном расколе. Полный список заметок внизу статьи

Боярыня Морозова известна нам по картине Василия Сурикова. Он вдохновился ее образом именно из-за его яркости и трагичности.

Феодосия Морозова была женой царского родственника, занимала чин верховной боярыни, содержала одну из первых в России роскошных усадеб, оформленных по западному образцу, а дело было еще задолго до Петра I. Она была рачительной хозяйкой и в своем дому принимала странников и юродивых, среди которых все больше и больше было представителей старой веры. В конце концов боярыня приняла сторону раскольников. Ей благоволила царица Мария, что до поры до времени ограждало ее от царского гнева.

Та самая картина. Обратите внимание, что рука Морозовой и рука юродивого подняты в двоеперстном крестном знамении
Та самая картина. Обратите внимание, что рука Морозовой и рука юродивого подняты в двоеперстном крестном знамении

Но царица Мария умерла от родильной горячки, а она в общей сложности родила 13 детей, и боярыня Морозова отказалась от участия в свадьбе царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной, будущей матери Петра I. Боярыня Морозова считала, что царь должен по православным канонам оставаться вдовцом, ибо наследник престола у него уже был.

Отказ вызвал гнев царя, он направил к ней боярина Троекурова с уговорами принять церковную реформу, Морозова отказалась. В ночь на 16 ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх московский). Он провел допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом, Однако через месяц Феодосия была перевезена в Чудов монастырь.

Чудов монастырь
Чудов монастырь

Несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных старой вере священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы. Некоторые историки усматривают здесь начало борьбы уже не только религиозной, но и вполне себе прозаической, завистнической, из-за богатого имущества.

Патриарх Иоаким, икона XVII века
Патриарх Иоаким, икона XVII века

Патриарх просил царя за сестёр: «Я советую тебе боярыню ту Марозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал; а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Женское их дело; что они много смыслят!». Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосией Прокофьевной в Чудовом монастыре. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Боярыню вернули под арест.

Вид на Ямской двор (Земский приказ), ведавший в том числе судами в Москве
Вид на Ямской двор (Земский приказ), ведавший в том числе судами в Москве

В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра и их сподвижница были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно житию Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина.

Боровский Пафнутьев монастырь. Фото из открытых источников
Боровский Пафнутьев монастырь. Фото из открытых источников

По распоряжению Алексея Михайловича женщины были высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, где умерли от полного истощения, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Феодосия Морозова попросила перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, и скончалась 2 ноября 1675 года.

Статьи о раскольниках: "Крещение щепотью - от дьявола?", "Протопоп Аввакум и скоморохи", "Житие протопопа Аввакума - первая на Руси автобиография", "Великое нестроение"

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском