В названии спрятана красивая метафора, построенная на игре слов. Королева — не только главный защитник короля, но и девушка, которая, подобно самой ценной фигуре на шахматной доске, проживая свою судьбу, движется в разных направлениях, совершая ошибки, теряя тех, кто был рядом, и, в конце концов, делает решающий ход: либо шах, либо….⠀
Черно-белая плоскость шахматной доски символизирует жизнь.
Бет Хармон не было и десяти, когда она осталось сиротой. Ее мать погибла у нее на глазах, и смерть ее не была досадной случайностью. Худшее из того, что произошло с Бет в тот роковой день на мосту — трагедия осознания, истина, способная медленно отравлять жизнь и, в конце концов, ее разрушить. Ребенка определили в приют для девочек, отрезали волосы, надели фартук и наказали быть послушной и кроткой. Школа так и не станет для Бет домом, но именно там она найдет людей, которые будут любить ее искренней, безусловной любовью. И именно там она станет тем, кто она есть: шахматистка и наркоманка.
Удивительная вещь, кино: всего за пару часов ты можешь побывать на Аляске, испытать голод и холод в деревянном бараке Освенцима, влюбиться в архитектуру Брюгге, закружиться в вальсе под сводом Букингемского дворца, спустится на дно океана или влюбиться в шахматы. Стилисты проекта потрудились на славу: атмосфера шахматных состязаний восхитительна. Так и хочется взять в руку прохладную лакированную фигуру и поставить кому-нибудь мат. Чтобы так красиво и тонко показать этот мир, нужно либо любить шахматы самому, либо заручиться поддержкой консультантов-профессионалов, что, собственно, Фрэнк Скотт и сделал.
Во-первых, режиссер полностью доверился литературному источнику, который лег в основу сценария. «Ход королевы» — роман американского писателя Уолтера Тевиса, опубликованный в 1983 году. Тевис увлекался игрой с детства, учувствовал в турнирах и изучал историю шахмат. Свои знания и любовь он вложил в историю о девочке-вундеркинде, научившейся играть в шахматы в приютском подвале.
Во-вторых, создатели сериала пригласили к работе авторитетных специалистов по шахматам. Одним из консультантов выступил чемпион мира Гарри Каспаров.
Но самый яркий бриллиант фильма — актерская работа Ани Тейлор-Джой, которая совершенно справедливо заслуживает восхищения. Актрисе удалось изобразить персонажа в развитии: у Элизабет по ходу фильма меняются взгляд, мимика, походка. Очевидно, что на данный момент это самая ценная работа в ее карьере и самый интересный персонаж: противоречивый и завораживающий. Бет Хармон умна, красива, индивидуальна. Ее интересно изучать — моменты, когда безэмоциональность мисс Хармон дает трещину, великолепны. Великолепнее их лишь безукоризненный стиль юного гроссмейстера.
Да, в этом фильме много рокировок, гамбитов, вилок, цугцвангов и эндшпилей, а герои так влюблены в свое дело, что почти в каждом диалоге уделяют ему несколько слов. Но это фильм не о шахматах. Он о человеке, который нашел для себя спасение в мире, состоящем из 64-х квадратов и 32-х фигур. Героиня Тейлор-Джой чувствует себя защищенной и свободной в этой альтернативной черно-белой реальности. Ей там хорошо, понятно и уютно. Однако идея фильма не в том, что каждому бы неплохо иметь такое место, а в том, чтобы не остаться в нем навсегда.
В мире без полутонов, возможно, меньше боли, но абсолютно точно в нем и меньше радости. Элизабет Хармон — победитель по натуре. Сколько раз противник ронял короля под натиском ее фигур, сколько раз она обводила свое имя в зачетном бланке, но главная партия ей еще предстоит: ее противник — она сама.
Сыграем?)
Надеюсь, вам было интересно, если да, то подписывайтесь на мой канал CINEMACOUNTRY, где вы найдёте много интересного о волшебном мире кино :)