Потому что, прежде чем от учеников что-то требовать, их этому нужно научить.
Учат ли в школе писать сочинения?
Может быть, только мне так «везёт», но все мои ученики всегда говорят одно и то же: мы в школе сочинения не пишем! Нас не учат!
Ребята писать сочинения не умеют. Не знают, как начать, как закончить. Представления не имеют о структуре сочинения по литературе.
Я им верю вполне. Однажды шестиклассник спросил меня, зачем в учебнике по русскому картинки – репродукции.
Я сначала пошутила, что это, мол, чтобы вам на уроках не скучно было. А потом спросила, неужели они ни разу не получали задания написать сочинение по картине? Ведь такие задания есть в учебнике.
"Нет, не писали никогда. А было бы интересно!.." Да, детям в 5-6 классе очень хочется творить, фантазировать, но не дают такой возможности на уроках русского и литературы.
И понятно, к итоговому сочинению ребята совершенно не готовы.
А я в очередной раз не готова к тому, что услышу от учеников в ответ на свои вопросы. Уже должна бы привыкнуть, но не получается.
В этом году есть благодатное направление «Забвению не подлежит». Начинаем беседовать с учениками. Задаю вопрос, какие события в истории России нельзя забывать, о каких нужно помнить всегда.
С огромным трудом ребята отвечают: войну.
Уже что-то! Спрашиваю, какие книги о войне читали.
Никакие. Ладно, не беда, даю список. Уж «Судьбу человека» сможет одолеть любой. Но как только даю тему сочинения, к примеру, «Каких людей нужно помнить вечно», снова огромная проблема. Ведь здесь нужен не только литературный материал, а ещё знание истории, персоналий.
То есть, в сочинении нужно рассказать о реальных героях и и о том, как подобные люди и их подвиги изображались в художественном произведении.
А реальных героев мои «отличники» не знают! Не знают никого: ни Матросова, ни Гастелло, ни Николая Кузнецова….
Начинаю рассказывать. Слушают, рот открыв. Им интересно! Так почему же об этом не говорят на уроках истории?
Ну а если не брать в пример войну, а говорить о других великих или печальных событиях в истории России? Шоком для меня было, что старшеклассники с трудом вспоминают, кто такой Гагарин.
Ничего практически не знают об Октябрьской революции, Гражданской войне.
Ничего не знают о сталинских репрессиях. Я рассказываю, ребята слушают и не верят, что такое было!
Одной девочке на олимпиаде по литературе попался для анализа рассказ Шаламова. Она написала о тяжёлом труде простых людей. Каких людей, где? Да она и представления не имела, что это Колымские лагерные рассказы.
Когда я спрашиваю, что они сейчас проходят по истории, знаете, что слышу в ответ? Правильно: "Не помню". Они не помнят, что изучают. Причём так же они отвечают и на вопрос, что было на последнем уроке по русскому и литературе.
А в сегодняшней усложнившейся ситуации вообще нелепо говорить о том, что в начале декабря нужно будет писать сочинение. Объёмом 350 слов!
Последняя четверть в прошлом году прошла дистанционно. Там не до сочинений было, успеть бы программу пройти. В этом году буквально с первых недель сентября учителя из-за тяжёлых новых условий работы стали уходить на больничный. К октябрю ситуация усложнилась до такой степени, что вести уроки стало просто некому. И почему-то особенно в старших классах. Все оставшиеся учительские силы были брошены в среднее звено. Старшеклассники - люди взрослые, смогут тихонько посидеть в классе и без урока, а вот 5,6,7 классы без присмотра не оставишь.
Мои ученик в один голос говорят, что в этом году у них или совсем не было урока литературы, или провели от силы два.
Пусть готовятся самостоятельно, не маленькие, скажут многие. Берут темы, читают книги и пишут сочинения. Да, но подготовка к итоговому сочинению всё же подразумевает анализ и разбор типичных ошибок. Сочинения нужно проверить, но делать это некому. Если учитель физкультуры ещё сможет последить за порядком в классе, когда нет предметника, то проверить и проанализировать сочинения он не сможет. А вы представьте, какой это труд – проверить 50 и более сочинений по 350 слов. Сколько уйдёт на это сил и времени, которых у учителей просто уже нет. А за проверку тетрадей учителям платят смешные копейки.
У одного ученика в классе всё же провели пробное сочинение. Через день сказали, что у всех «незачёт». При этом ни сочинения не вернули, ни на ошибки не указали. Такое ощущение, что и не проверяли.
Сейчас во многих школах снова возвращается дистант. Если повезёт и учитель не на больничном, можно провести онлайн урок, на котором рассказать, как писать сочинение, что читать к каждому направлению. И даже дать задание сочинение написать. То, что оно будет написано полностью самостоятельно – маловероятно.
Может быть, всё-таки итоговое сочинение в этом году нужно отменить?