Коронавирус внезапно ворвался в нашу жизнь и многое в ней основательно поменял, например, вызвал серьезный бум на рынке велосипедов. Действительно, нет тесного соседства, как в общественном транспорте, не нужно ждать на остановке, пока последний наконец появится, нет необходимости в получении водительских прав. При этом очевидные преимущества сопровождаются целым морем удовольствия и здорового образа жизни.
Но сегодняшний бум далеко не первый в истории велосипедов.
С появлением нашего двухколесного друга жизнь обычного среднестатистического человека неожиданно преобразилась. Он приобрел мобильность, способность перемещаться быстро и далеко. Неповоротливые повозки потеряли былую актуальность, ненужными стали лошади и роскошные экипажи, стоившие целое состояние.
В конце 19-го века человек вдруг ощутил себя более свободным, получил быстрый, доступный и стильный транспорт, который мог доставить его куда угодно, в любое время и совершенно бесплатно.
Велосипед стал мировой модой: даже люди очень состоятельные, имеющие целые конюшни и каретные дворы, безоглядно увлеклись новым изобретением. Так, велоспортом занялся султан Занзибара, а эмир Кабула обеспечил модными машинами весь свой гарем.
Но удобными и безопасными велосипеды стали не сразу. В 70-х годах позапрошлого века англичанин Джеймс Старли разработал забавный двухколесный агрегат, прозванный впоследствии остряками "пенни-фартинг" по аналогии с размерами одноименных монет.
Дело в том, что его переднее колесо было поистине огромным, а заднее — непропорционально маленьким. Это сочетание напоминало монеты пенни и фартинг, где фартинг составляет лишь четвертушку пенни.
Сиденье располагалось на самом верху большого колеса. Таким образом, центр тяжести был очень высоким, что делало всю конструкцию неустойчивой и очень небезопасной. При резком торможении или встрече с препятствием седок буквально слетал головой вперед. И наоборот, при крутом подъеме он мог опрокинуться на спину, ведь маленькое заднее колесо не обеспечивало достаточного упора.
Забраться на пенни-фартинг тоже надо было суметь, поскольку процесс усаживания превращался в довольно сложный, почти акробатический номер. Вначале ездок хватался за руль, при этом наступая на специальный колышек на заднем колесе. Далее он отталкивался, подавал велосипед вперед и с опорой на педали буквально вскакивал в седло. Одновременно должен был управлять и удерживать равновесие, что было, мягко говоря, непросто.
Чтобы остановиться, седоку требовалось давить на педали в обратном направлении и прижимать шину специальным тормозом.
Но особенного энтузиазма были полны женщины! Они дружно отправились в дорогу, прилежно крутя педали тряских и бренчащих на все лады двухколесных монстров. Под предлогом удобства в пользовании новым транспортным средством дамы и девицы быстренько оставили громоздкие викторианские юбки и влезли в шаровары, изобретая попутно и другую "рациональную" одежду.
Активистка женского движения Сьюзен Б. Энтони в интервью одной из газет (1896 г.) заявила: "Я думаю, что езда на велосипеде сделала для свободы женщин гораздо больше, чем что-либо другое".
Разработки по усовершенствованию продолжил племянник Джеймса Старли — Джон Кемп Старли. Он успешно экспериментировал, учитывая и применяя появившиеся механические новшества. В результате публике был представлен прообраз современного велосипеда — удобного и безопасного транспортного средства.
Такой он, наш знакомый неприхотливый велик! Если бы велосипедный бум сопровождался еще и бумом велодорожек, было бы совсем хорошо, не только для нас, но и для экологии. И велосипедисты могли бы передвигаться не по обочинам дорог и промзонам с собаками, а по этим самым специальным дорожкам, ровным, гладким и разветвленным.