XV век: царская невеста Софья Палеолог едет из Италии в Москву…
«Не радовался приезду царевны только митрополит Филипп. От псковского духовенства он узнал, что впереди кортежа едет папский легат с католическим распятием и именно им освящает путь и благословляет русских людей. Поэтому митрополит прямо заявил Ивану III, что если «крыж» - так Филипп назвал католический крест - внесут в Кремль, то из других ворот он выедет из него и навсегда покинет столицу.
Иван Васильевич понял, что назревает скандал, который может испортить все торжество. Поэтому он отправил навстречу гостям своего боярина Федора Давыдовича Хромого, чтобы тот уговорил папского посла на время спрятать распятие. Однако католик, твёрдо помня наказ папы, оказался крайне несговорчивым и распятие убрать отказался. Тогда боярин, для которого приказ государя был руководством к действию, попросту вырвал распятие из рук легата и отдал своим слугам, чтобы те увезли его куда-нибудь подальше.
От такой наглости Антонио Бонумбре буквально онемел, а с ним и все присутствующие. Только Иван Фрязин попытался заступиться за католика и выразить возмущение поступком русского боярина. Но за это слуги последнего избили его и отобрали имущество. […]
Вскоре Софье пришлось пережить еще более неприятное событие - свою свадьбу. А произошло вот что. После инцидента с «крыжем» митрополит Филипп продолжал портить всем подготовку к торжественной встрече царевны. Он заявил великому князю, что отказывается венчать его с Софьей, поскольку сомневается в истинности ее православной веры. Аргументы митрополит приводил такие: греки заключили с католиками унию, а сама царевна долго жила под покровительством Римского папы.
Упрямство и подозрительность митрополита создавали препятствие для брака, к которому уже давно все было готово. Чтобы обойти его, великий князь поступил не менее решительно, чем в случае с распятием. Он приказал спешно доставить в столицу коломенского протопопа и, когда тот прибыл, велел ему готовиться к свадебному обряду. Филиппа в свои планы великий князь не посвятил. […]
Кроме того, хотя Софья стала государыней для тысячи подданных, но у Ивана III она была второй женой и знала, что у великокняжеского престола уже есть наследник, а её будущим детям уготованы лишь вторые роли удельных князей. Все это заставляло её быть не столько супругой и матерью, сколько хитрым и дальновидным политиком.
Женившись на Софье Палеолог, Иван III также оказался в сложном положении. Прежде всего он постарался уладить конфликт с митрополитом Филиппом - предложил иерарху устроить публичный диспут с католиком и постараться его посрамить.
Филипп с радостью принял предложение великого князя, зная, что у папского легата довольно мало церковных книг. Сам он взял с собой на диспут известного своей ученостью книжника Николая Поповича. В итоге католик был посрамлен. Ни на один каверзный вопрос он не сумел дать ответа и лишь повторял: «Нет книг со мной». […]
Пока же тоску по родине скрашивали привезенные в больших сундуках многочисленные книги - остатки библиотеки византийских императоров, спасенные отцом Софьи.
Среди бесценных книг были труды древнегреческих философов Платона, Аристотеля, Цицерона, сочинения Аристофана и Вергилия, исторические трактаты и многие другие фолианты на греческом, латыни и еврейском языках. Правда, на Руси их могли читать очень немногие, поскольку иностранные языки знали лишь те, кто занимался международными делами. […]
Еще в апреле 1472 года начали перестройку главного храма столицы - Успенского собора. Однако уже возведённое здание внезапно рухнуло. Софья посоветовала пригласить из Италии опытного архитектора и разобраться в причинах неудачи русских мастеров. В 1475 году в Москву прибыл известный итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Он обнаружил, что собор развалился из-за плохого качества кирпича. Поэтому прежде всего принялись за изготовление хорошего строительного материала.
Аристотель правильно понял стоящую перед ним задачу: возвести храм, в котором сочетались бы черты прежнего символа русской государственности - Успенского собора во Владимире с новейшими образцами западноевропейской архитектуры. В итоге созданный им в Кремле Успенский собор поразил современников своим «величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством». Внешне он повторял владимирский образец, а внутри был похож на светские палаты - без тяжелых хоров и низких сводов. Четыре круглые колонны поддерживали высокие тонкие кирпичные перекрытия.
Новый Успенский собор вскоре превратился в место проведения самых важных в стране событий: венчания на престол, бракосочетания великокняжеских особ, расширенных заседаний Боярской думы».
Морозова Л.Е., Затворницы. Миф о великих княгинях, М., «Аст», 2005 г., с. 150, 155-157 и 159.
+ Ваши дополнительные возможности:
1) Отличия бытового и научного мышления
2) Ведение научной и деловой переписки
3) 54 материала VIKENT.RU по теме «Внедрение инноваций»
4) ВИДЕО Смысловые эффекты: