Найти тему
Киновед в штатском

"Криминальное чтиво": Как Тарантино зашифровал в своем фильме историю рок-н-ролла в Америке

Если полистать материалы этого канала, то можно заметить, что я люблю время от времени пошурудить палкой в муравейнике фанатской любви к классическим фильмам с помощью хитровыдуманных теорий о сюжетах, героях, тайных смыслах тех фильмов, в которых, казалось бы, все давно понятно. Меня это забавляет - с одной стороны, придумывание необычных конструкций отлично тренирует мозг, с другой, наблюдение за тем, с какой яростью некоторые борются с иным прочтением известных сюжетов, несказанно бодрит. Если кто-то готов лезть в драку из-за того, что по-другому понял фильм, то пусть выпускает пар здесь, а не в офлайне.

Арт к фильму "Криминальное чтиво"
Арт к фильму "Криминальное чтиво"

А пар выпустить после этого текста некоторым точно захочется. Как и написать в комментариях, что автор курит, не делится контактами своего барыги и высасывает что-то там из своего пальца - это я читаю регулярно. Уверен, вы не подведете меня и на этот раз, ведь сегодня я вам представлю очередную невероятную теорию прочтения великого "Криминального чтива" Квентина Тарантино. Да, фильм разобран тысячу раз, и даже на этом канале есть пара материалов о Бутче и Винсенте, но разве это повод прекращать усилия по переформатированию восприятия картины. Сегодняшний текст непременно это ваше восприятие изменит, и вы уже не сможете смотреть картину прежними глазами. Потому что отныне здесь будет Rock'N'Roll!

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"
Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

Сразу признаюсь, что корень этой теории я ухватил в интернете. Правда, развернутую конструкцию мне найти не удалось (говорят, она была на Reddit, но ее оттуда удалили), поэтому более чем наполовину ее пришлось придумывать заново. Но мне, кажется, удалось все упаковать в единую формулу, и кино заиграло новыми красками. Впрочем, я не буду против, если в комментариях вы мне укажете на недочеты или дополните мою идею своими наблюдениями.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"
Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

Итак, к сути. Начать стоит с того, вокруг чего фанаты фильма спорят больше всего - с содержимого чемоданчика Марселласа Уоллеса. Худо-бедно, публика сошлась на пяти основных версиях, куда вошли алмазы из "Бешеных псов", душа самого Марселласа, "Оскар" для Мии, сценический костюм Элвиса Пресли и Святой Грааль. Нормальные версии, у каждой есть плюсы и минусы, но все они одинаково оторваны от остального фильма. Я же предлагаю вам вариант, который тесно сплетает героев картины с этим самым золотым светом из портфеля. Итак, приготовьтесь просветлиться - в портфеле Уоллеса лежит... Его Величество Рок-Н-Ролл.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"
Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

Не спешите скроллить вниз, чтобы написать в комментариях, что автор - дурак. Успеете. Дайте мне шанс обрисовать вам все изящество этой великолепной теории. Итак, представьте себе, что Марселлас олицетворяет собой черное население Америки. Да, он жуликоват. Да, его образ крепко сплетен с криминалом. Но для мира он припас один большой подарок, который хранится в том самом чемоданчике - он изобрел рок-н-ролл. Однако, в какой-то момент - и мы не знаем, как - чемоданчик из рук черного праотца перешел в лапы никчемных белых людишек, этих бестолковых, трусоватых, способных только на болтовню продюсеров звукозаписывающих гигантов, которые способны только наживаться на чужих талантах, но не готовы относиться к черным парням так, как те того заслуживают. Естественно, что Марселлас хочет вернуть свой дар миру. И он отправляет в логово врага двух своих лучших подручных.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"
Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

В этой парадигме Джулс - не кто иной, как Чак Берри, а его напарник Винсент - это Элвис Пресли, только что вернувшийся со службы в Европе. Два эти апостола рок-н-ролла непогрешимы и неуязвимы, что и подтверждается сценой, в которой один из белых парней выпускает в Джулса и Винса обойму своего револьвера. Это легендарные музыканты, и их наследие невозможно уничтожить или скомпрометировать - пули и слова мелких белых парней перед ними бессильны. Именно осознание этого так сильно торкнуло старика Джулса. И далее это же подтверждается сценой в забегаловке, где Джулс отдает своему грабителю деньги, но не позволяет забрать кошелек - белые музыканты могут позаимствовать что-то из арсенала черных, но стиль и вся внешняя оболочка останется неизменной, ее никто присвоить не сможет.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"
Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

Кстати, относительно Тыковки и Ханни-Банни - я не пришел к однозначному выводу, как их интерпретировать. Однозначно лишь то, что эта парочка символизирует "британскую волну" обрушившуюся на Америку, как какой-то бандитский налет. Если хотите, считайте их Полом и Джоном. Или Миком и Китом. Мне больше нравится вариант с Сидом и Нэнси - безумный дуэт, способный поставить на уши любую компанию своей экспрессивной реакцией и страстными взаимоотношениями. Впрочем, с настоящим рок-н-роллом у них случился облом - британцы от Rolling Stones и до Oasis так и остались для американцев чужими.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"
Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

Но поехали дальше! Кто у нас там еще из героев остался? Бутч! Бутч - это брутальный новый рок с крепкими гитарными рифами и уверенным ритмом. Настоящий боксер на ринге, способный двоечкой вынести любого соперника. Для Марселласа Бутч не друг и не враг, а пронырливый более молодой выскочка, который норовит все сделать по-своему. Ну, флаг ему в руки - пусть попробует сбежать от папаши Уоллеса. Мейнард и Зед - это, соответственно, кантри и хэви-металл, замахнувшиеся на то, чтобы нагнуть рок-н-ролл, да только силенок у них не хватило. Наконец, Миа - это молодое, веселое, энергичное и злоупотребляющее веществами диско. Оно не прочь покрутиться рядом со старичком рок-н-роллом, но интересы и публика у красотки свои.

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"
Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

На эту расстановку хорошо ложатся многие эпизоды фильма. Винсент погибает на унитазе точно так же, как по легенде скончался Элвис. Бутч после череды неприятностей получает свои часы, как символ того, что настало время рока, а Марселлас отпускает его, понимая, что старые добрые блюзовые мотивы уже не способны остановить новую волну. Даже у реанимации Диско при помощи укола в сердце от Короля есть вполне понятная логика - без сверкающих нарядов Элвиса и его пристрастия к "допингу" где бы были диско и поп-музыка?

Кадр из фильма "Криминальное чтиво"
Кадр из фильма "Криминальное чтиво"

При этом не забывайте, что сам Тарантино всегда крайне тщательно подходит к подбору саундтрека к своим картинам. И хотя его музыкальные пристрастия порой весьма однобоки и не всех удовлетворяют, вполне очевидно, что это настоящий ценитель. Мог ли он в своем фильме зашифровать историю Рок-Н-Ролла в Америке? Конечно,... нет. Тут я отдаю себе отчет в том, что немного перегибаю. Но если теория хорошо ложится на имеющиеся исходные данные, то почему бы ее не принять, как повод пересмотреть фильм с новым аккомпанементом?

Кадр со съемок фильма "Криминальное чтиво"
Кадр со съемок фильма "Криминальное чтиво"

Вот теперь пришло время размять суставы пальцев и написать автору в комментариях о том, что он должен принимать таблетки или хотя бы перестать пить до завтрака. Для меня это важно. А потом - добавьте канал Киноведа в штатском в закладки, здесь обязательно будет еще много всего интересного, спорного и нестандартного.

-12

Слушайте хорошую музыку, Не болейте, и Увидимся в кино!