Найти тему

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря

Как купить тур он-лайн дешевле

Собор, названный в честь Успения Пресвятой Богородицы – главный храм самого крупного монастыря в Европе – Успенского Кирилло-Белозерского монастыря. Он был основан в конце 14 века преподобным Кириллом Белозерским и преподобным Ферапонтом Можайским. Преподобный Кирилл был учеником святого преподобного Сергия Радонежского и архимандритом Симонова монастыря в Москве, где с ним подвизался инок Ферапонт Можайский.

Датой основания монастыря считается дата постройки первого храма Успения Божией Матери. На месте этого храма был построен другой деревянный храм, который сгорел при пожаре в 1497 году. В том же году вместо него возвели большой каменный собор, сохранившийся до наших дней. Как и предыдущие два, третий храм строили ростовские мастера. Это первая каменная постройка на севере России. Известно, что его возводили 20 ростовских каменщиков, возглавляемых Прохором Ростовским, в течение 5 месяцев за один летний период. Архитектурный облик собора принадлежит эпохе формирования общерусского зодчества во второй половине 15 века. Он отражает типичные черты московской строительной традиции, которые также можно проследить на примере таких известных памятников архитектуры, как Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Звенигородский Успенский собор. В дальнейшем, архитектурные формы этого собора оказали большое влияние на традиции местного каменного зодчества.

Архитектурный ансамбль собора не сразу обрел тот вид, который мы можем запечатлеть сегодня. С конца 15 века он претерпел существенные изменения. Основная постройка – это храм кубической формы с полукруглыми апсидами и одной массивной главой. К основному строению храма, позднее в разное время, были пристроены несколько приделов. С восточной стороны к храму примыкает Владимирская церковь, построенная в 1554 году, которая служила усыпальницей князей Воротынских. С севера стоит храм в честь святого Епифания, который возведен над местом погребения князя Ф.Телятевского, в иночестве Епифания. С юга возвышается еще один придельный храм – Кирилловский. Он был первоначально построен в 1585 году над мощами основателя монастыря, а в 1781-1784 годах на месте ветхого строения был возведен новый храм в память преподобного Кирилла Белозерского. В 1595-1596 годах к основному зданию собора была пристроена одноэтажная сводчатая паперть с западной и северной стороны. Вместо широких арочных проемов паперти, которые в 17 веке были заложены каменной кладкой, были сделаны небольшие окна. В 1791 году был построен высокий одноглавый притвор. Таким образом, первоначальный вид собора был изменен до неузнаваемости.

Величие монастыря отразилось в замечательном памятнике русской иконописи 15-17 веков – иконостасе собора. Вначале он имел 4 яруса – местный, деисусный, праздничный и пророческий. В 17 веке был добавлен пятый, праотеческий, ярус и устроены новые Царские врата с серебряным окладом. Простые тябла древнего иконостаса заменили на резные и золоченые, вследствие чего некоторые иконы не поместились в новый иконостас. В местном ярусе помещались наиболее чудотворные местночтимые древние иконы, которые были тесно связаны с историей создания храма. Деисусный ряд насчитывал 21 икону и был одним из самых больших в 15 веке.

Из сохранившихся местночтимых икон древнего иконостаса следует упомянуть «Успение» кисти Андрея Рублева либо, по одной из версий, одного его близкого ученика, иконы Божией Матери «Одигитрия» и «Кирилл Белозерский в житии», написанные при жизни преподобного иконописцем Дионисием Глушицким, основавшего Сосновецкий монастырь, а также богатый резной позолоченный киот с росписями, изготовленный для этой иконы. На данный момент все древние иконы находятся в экспозициях и запасниках музея.

Отдельно следует упомянуть о существовании ранее богатых росписей, выполненных в 1641 иконописцем Любимом Агеевом, о чем свидетельствует надпись на северной стене собора.

Таким образом, Успенский собор – древний памятник архитектуры конца 15 века монастыря, имевшего огромное значение в духовной жизни и истории нашего народа.