Приветствую всех читателей канала!
Сегодняшняя тема – введение прогрессивного НДФЛ в отношении доходов наших граждан, которые считаются богатыми.
Но сначала немного об истории вопроса. Эта тема уже достаточно давно на слуху, т.к. «оппозиционные» партии в Государственной Думе периодически запускают аж по несколько законопроектов одновременно (от каждой партии). Особенно перед выборами в Думу.
Вероятно, не все уже помнят, что у нас в России целых 9 лет действовал такой прогрессивный налог с 1992 по 2000 год (до прихода В. Путина к власти). Его размер составлял от 12 до 35% (в зависимости от доходов). В результате, власти страны налог отменили, почему-то признав его неэффективным. В качестве основной причины «неэффективности» был указан факт резко увеличившихся случаев сокрытия доходов (серые и черные зарплаты и иные доходы) теми лицами, кто подпадал под прогрессивную шкалу. И после этого, с января 2001 года был введен 13%-ный («плоский») налог на доходы всех граждан, независимо от их дохода. По заверению властей, ситуация со сбором налогов после этого, как будто бы, начала выравниваться. А сегодня это «достижение» вообще объявлено явным достоинством налоговой системы России.
Тем не менее, начиная примерно с 2010 года законопроекты о «прогрессивной шкале налога» вносятся в Думу с завидной регулярностью (вносились в 2010, 2011, 2013, 2015, 2016, 2017, 2018 годах). Но все они были отклонены партией «правящей власти» с указанием разных причин (в т.ч. вышеуказанной причины о сокрытии доходов).
Так, например, в 2011 году законопроекты о налоге для богатых отклонили по той причине, что якобы весь бизнес перерегистрируется и «уйдет» из России в страны Таможенного Союза, где «плоское» налогообложение.
В 2015 году власть сказала, что единая ставка налогообложения является фактором инвестиционной привлекательности РФ и значительно упрощает исчисление и уплату налога, а также его администрирование налоговыми органами. Возврат же к прогрессивной шкале налогообложения может потребовать увеличения штатной численности налоговых органов и, соответственно, дополнительных затрат из федерального бюджета.
В октябре 2017 года заместитель руководителя фракции Единоросов в Думе (А.Исаев) вообще заявил, что принятие закона о прогрессивном налогообложении приведет (почему то) к огромным очередям в налоговую… И вообще, нужно не доходы налогом облагать (которые можно сокрыть), а расходы (!!!), которые скрыть (по его мнению) невозможно…
Я полагаю, что вдумчивые читатели, конечно же, не воспринимают все эти «отмазки» всерьез, потому что все эти «причины» давно уже не актуальны.
Во-первых, зарплата сейчас, в большинстве случаев, перечисляется в безналичном виде на банковские карты. Основной массив переводов и платежей - тоже производятся в безналичном виде. Банки имеют достаточно широкие полномочия по выявлению доходов граждан и сегодня тесно сотрудничают с налоговыми органами. Поэтому все наши доходы у властей могут быть, при желании, «как на ладони».
А если взять государственных или муниципальных служащих (которых в России, согласно различным оценкам от 2,3 до 5,5 млн. человек), то они вообще должны публично раскрывать свои доходы и сообщать об имуществе в собственности.
Да и различного рода «топ-менеджеры» сегодня доходы свои не скрывают (особенно их доходы «прозрачны» в публичных компаниях и других организациях, обязанных публиковать информацию о своей деятельности). Поэтому довод о «серых» или «черных» зарплатах сегодня актуален явно не в такой степени, как раньше.
Кроме того, мировой опыт показывает, что «прогрессивный налог» себя зарекомендовал с положительной стороны. В США и в подавляющем большинстве европейских странах (Франция, Германия, Швеция, Бельгия, Дания, Нидерланды и т.д.) и даже в Китае – такой налог введен. И никаких катастрофических последствий, которыми «пугают» наши власти, почему-то не наступает. А достаточно высокий уровень жизни и социальной защищенности большинства граждан – налицо. «Плоский» налог в наше время остался только в «развивающихся» странах Европы и СНГ.
Увеличивать штат налоговых служащих в связи с трудностью администрирования прогрессивного НДФЛ также в наше время нет необходимости. С учётом автоматизации и цифровизации расчетов по зарплате и иных денежных переводов, особой сложности в администрировании налогов на сегодняшний день нет. С этим вполне может справиться незначительное количество налоговых работников.
Тогда что получается? Ранее обозначенных властями препятствий для введения «прогрессивного налога» для богатых больше нет? Да ещё и Президент периодически повторял, что он не против введения такого налога. Всё, значит можно (наконец-то) вводить налог и хоть как-то сгладить социальное расслоение населения, обеспечив также существенные поступления в бюджет и более справедливое распределение ресурсов государства в пользу малообеспеченных?
Не все так просто. Во-первых, сам Председатель Правительства РФ (Мишустин) после занятия своего поста заявлял, что он лично против такой меры, как «налог на богатых», так как в стране более 20 млн. граждан с доходами ниже прожиточного минимума, и поэтому «не с кого собирать прогрессивную статью, а вопрос с богатыми и сверхбогатыми надо решать по-другому – большей прозрачностью и большей ответственностью».
Видимо, эта позиция премьер-министра как раз и вылилась в осторожном поведении властей по этому вопросу. Многие уже, наверное, наслышаны о проекте закона, проходящем сейчас рассмотрение в Государственной Думе. Согласно этому законопроекту (на сайте Думы №1022669-7), предполагается установление «повышенного» НДФЛ в размере 15% с сумы, превышающей годовой доход в 5 000 000 (пять миллионов) рублей. До этой суммы дохода налог будет рассчитан по ставке 13%. И при таком «раскладе» дополнительные доходы в бюджет страны планируются в размере 60 млрд. руб. (в 2021 г.), 64 млрд. руб. (в 2022 г.) и 68,5 млрд. руб. (в 2023 г.).
На мой взгляд, этого явно не достаточно для решения основного вопроса – о социальной справедливости в России. Особенно с учетом нынешней экономической ситуации в стране и многомиллиардных трат государства в связи с эпидемией.
Тем более, президентом объявлено, что деньги от повышенного НДФЛ пойдут только на лечение детей, больных редкими и тяжелыми заболеваниями и ни на что другое (хотя в законопроекте про это не сказано и вообще не понятно, как именно будет контролироваться целевой расход средств). Отсюда и нет особого доверия к этой инициативе.
Но все-таки, появилась надежда на то, что, возможно, это только первый шаг. Совсем недавно в сети появилась информация о том, что экономисты Высшей школы экономики призывают власти ввести повышенные ставки налога на годовые доходы, превышающие 12 и 24 млн. руб. (от 24 до 30 %).
На мой взгляд, эта мера крайне необходима именно сейчас, когда идет значительный спад экономики и имеется существенный риск невыполнения государством своей социальной функции. И, как я уже отмечал выше, это не должно привести к сокрытию доходов и к другим проблемам, которые ранее были препятствием для введения прогрессивного НДФЛ в России.
Нынешние власти должны решить: или они в сжатые сроки заставляют богатую часть населения (от которой зачастую прямо или косвенно находятся в зависимости) «делиться» своими сверхдоходами, либо получить разруху в экономике, резкое обнищание народа и социальный взрыв. И полумерами здесь обойтись в сложившейся ситуации не получится.
Не забываем ставить «лайки» и подписываться на канал, делиться информацией о нем в соц.сетях. Это важно для развития канала и развития правосознания.