Найти тему

Откуда брать идеи для аранжировок?

Вдохновение? Не думаю. Photo by Elina Sazonova from Pexels
Вдохновение? Не думаю. Photo by Elina Sazonova from Pexels

Как и вся творческая работа, написание аранжировок требует концентрации, времени и обширного багажа знаний, из которого можно тянуть идеи для решения конкретной задачи. Но что, если тебе прилетел важный и срочный заказ, а у тебя и так аврал, бессонные ночи и куча недоделанных проектов, которые занимают мозг? Или появляется возможность поработать в жанре, который ты еще не щупал/а, от чего появляется некоторая робость и отсутствие понимания, что и как делать. И конечно же те моменты, когда ты пишешь музыку для себя без дедлайнов и просто хочешь привнести туда что-то новое.

Все, кто будет "ждать вдохновения" могут смело отписываться, потому что здесь мы делаем "серьезный бизнес" и работаем механически точно, по правилам индустрии. Для остальных, эдаких инженеров от мира музыки, вот несколько утилитарных советов, которые помогут решить проблему уже здесь и сейчас:

  1. Референсы. Самый очевидный вариант. Нужно сделать музыку в определенном жанре? Так послушай, наконец, этот жанр. YouTube, включаешь выборку лучшего за этот (или нужный тебе) год и анализируешь. В каждом из уже написанных треков есть фишечки, которые можно потырить для себя.
  2. Импровизация. Скорее всего ты владеешь каким-то инструментом. Так почему бы просто не потыкать на нем аккорды и мелодии? Можно обыграть аккордовые последовательности, попробовать сочетания известных и еще не игранных тобой аккордов, а то и просто поиграть вне лада. Опять же поимпровизировать в ритмике тоже бывает полезно. Я всегда, когда еду в автобусе или поезде, настукиваю какой-то ритм или напеваю про себя. Иногда из этого рождается магия.
  3. Обработка. А еще можно навалить эффектов. Или попробовать записать звук, деструктивно на него повлияв (Pitch на несколько октав вверх или вниз, перегруз, сильная эквализация, растягивание по времени или time reverse). Наложение звука одного инструмента на другой (при одинаковой партии) тоже дает интересные результаты.
  4. Послушай звук вокруг. Природа (и город) могут натолкнуть тебя на неожиданные решения. Звук в лифте, стук поезда, пение птицы или течение ручья — что-то может "выстрелить" в тебе и подсказать, как сделать вкусно. Великие композиторы прошлого не гнушались "подглядывать" у природы. И ты не стесняйся😉
  5. Меняй структуру. Если ты привык/ла делать песню (или просто музыку не песенной структуры) по определенным лекалам, то почему бы не поменять их? Выкинуть вступление, начать с резкой ноты, убрать припев или попробовать поработать в нестандартной метрике. Даже если получится паршиво, то ты как-минимум развлечешь себя, а заодно в процессе точно появится пара крутых идей уже для серьезных проектов.

Однажды мой педагог по вокалу сказала: "Настоящий музыкант — тот, кто думает о музыке постоянно". И в этом есть доля истины, ведь только постоянно думая о чем-то в твоем мозге может родиться идея. Конечно не стоит превращаться в робота, который не может думать ни о чем другом, но постоянно возвращаться к проблеме и вертеть в голове варианты ее решения необходимо. И задача решится "как бы" сама собой. Аранжировка родится в голове и ее останется только перенести в нотный лист или в DAW.

Довольны собой и хотите узнать еще больше нового? Почему бы не подписаться на telegram канал "Записки Аранжировщика". И послушать подкаст «Слышь!». Много ценной и простой инфы для музыкальных гопников-интеллектуалов.