На днях была опубликована статистика. Российское движение школьников вместе с компанией-участником рынка электронных книг опросили более двух тысяч учеников том, что они сегодня читают. Так и хочется повредничать и сказать: я же говорила! Пора-пора как-то пересмотреть школьную программу, пока дети совсем не перестали читать.
Итак, вот что удивило и порадовало: 20% детей считают Александра Пушкина лучшим. И отмечают его "поэтичный слог", "наполненные сюжеты", "отсутствие воды" и "легкость восприятия смысла". На первом месте среди произведений, входящих в школьную программу по литературе, также оказались стихи и проза Пушкина: "Капитанская дочка", "Дубровский" и "Евгений Онегин" произвели сильное впечатление на 22% опрошенных школьников.
На втором месте среди популярных писателей - британская писательница Джоан Роулинг, за которую отдали свой голос 16% детей.
С небольшим отставанием замыкает тройку лидеров американский писатель Рэй Брэдбери.
Как школьники хотели бы изменить учебную программу по литературе? Что в нее добавить, а что - категорически убрать? Помните, я писала большую статью на тему "Запретить классику в школе"? Получается, я была права!
22% учеников хотят урезать обычный "набор" русской классики и добавить книги из зарубежной литературы - не только классической, но и современной.
Более 10% ребят хотели бы видеть в ней книги о приключениях Гарри Поттера, произведения фантаста Рэя Брэдбери и "короля ужасов" Стивена Кинга.
Фаворитом в школьном антирейтинге на "исключение из программы" стала "Война и мир": против нее проголосовали 16,5% опрошенных. Почему? Даём слово детям: "слишком большой объем", "тяжелый слог", "излишнее описание окружающих вещей" и "невозможность правильного восприятия произведения в школьном возрасте".
На втором месте - Николай Гоголь и его "Тарас Бульба" - более 7% детей отмечают его излишнюю жестокость. Сразу после с минимальным разрывом идет "Муму" Тургенева. Почему? А вот: "это произведение заставило плакать" и "негативно повлияло на их психическое состояние". И хотя я не против того, чтобы дети изредка всплакнули о чём-то хорошем и жалостливом, но смерть Муму и правда - ту чач.
В ответах ребят также часто упоминается "Обломов", которого российские школьники называют "слишком затянутым и скучным", "Преступление и наказание" - за "слишком взрослую и мрачную" атмосферу.
А вот интересное: 45% школьников отмечают, что в период пандемии стали читать больше. 37% опрошенных школьников отметили, что чаще читают и слушают электронные и аудиокниги, а 26,5% респондентов используют все доступные форматы для чтения. Правда, на вопрос о том, что нравится им больше - современная или классическая литература, школьники не смогли дать точного ответа: 54% выбрали оба варианта.
Среди любимых жанров они отмечают фантастику и фэнтези (54% респондентов), классическую литературу (40,4%), детективы и триллеры (39%), художественную прозу (33,3%) и любовные романы (32,5%).
Мнение библиотекарей
Исследование показало, что самым большим спросом пользуются книги в жанре фэнтези - его указали 38% опрошенных.
На втором месте фантастика (25%). На третьем - детектив (15,5%).
По популярности после Роулинг идут произведения британской писательницы - Холли Вебб. Ее книги, по словам библиотекарей, "вообще не задерживаются в библиотеке".
Третье место делят между собой сразу несколько писателей - Александр Пушкин, чьи сказки особенно любят дети младшего школьного возраста, и книги писательницы Тамары Крюковой.
Ну, и наконец - вишенка на торте:
78% библиотекарей утверждают, что современная литература у школьников популярнее классической, а 59,6% считают, что школьники чаще выбирают произведения зарубежных авторов.
Что и требовалось доказать! А пока суд да дело, предлагаю вам поставить этой статье лайк и подписаться на канал!