Когда ребенок жалобно говорит, что он не может сделать то, что до этого уже делал, избегайте уступать его просьбам сделать что-то за него.
Пример
Павлик пытается завязать шнурки на своих туфлях. Раньше у него это уже получалось, но он опять настойчиво повторяет: «Мама, я не могу!» Мама говорит ему ласково: «Я думаю, ты справишься с этим». Она дарит Павлику свою улыбку и выходит из комнаты.
Мама своими словами и действиями дала понять сыну, что верит в него. В таких ситуациях мы советуем вам выходить из комнаты. Так будет намного проще избежать лишних уговоров и ненужной раздражительности.
Главной ошибкой, отбивающей в детях охоту сделать что-либо, является наша недооценка их потенциальных возможностей.
Перестаньте отнимать у ребенка его самостоятельность!
Избавьте ребенка от унижений
Временами, когда родители чувствуют, что их усилия подчинить себе ребенка ни к чему не приводят, они прибегают к авторитарным методам воздействия, умаляющим чувство собственного достоинства ребенка.
- «Если ты не прекратишь писать в штаны, я заставлю тебя носить в школу подгузники!»
- «Почему ты всегда оставляешь после себя ужасный беспорядок? Ты такой неряха!»
- «Ты никогда не приходишь вовремя. А теперь оставь своих друзей и сейчас же иди домой!»
Унизив ребенка, мы, может быть, и добьемся от него того, чего хотели, но это будет только временным явлением.
Побочные эффекты унижения — неуверенность в себе, желание отомстить и недоверие к нам.
Они проявляются особенно сильно, когда мы унижаем детей в присутствии их друзей. Будьте осторожны в использовании таких слов, как «всегда» и «никогда». Они являются преувеличенными и основательно портят наши отношения с детьми.
Ни наказание, ни жалость не являются эффективными методами подготовки детей к жизни. Потому что, воздействуя на ребенка с помощью «кнута» или «пряника», мы лишаем его возможности выработать в себе два ценных качества, необходимых в современном обществе, — ответственность и уважение.
Ребенок, которому не привили чувство ответственности, став взрослым, может попадать под влияние других людей. Он, как правило, ничего не будет делать сам без разрешения и постарается найти себе таких друзей, которые будут ему указывать, что делать