В 1889 году на Всемирной выставке в Париже посетителей встречала совершенно новая архитектурная конструкция - громадная металлическая башня, выполнявшая роль арки, казалась легкой и кружевной, будто летящей в небе Парижа. Наверное только здесь, на земле Франции, с такой легкостью могли воедино соединиться мощь и изящество.
Сама выставка проходила в год празднования 100-летней годовщины Великой Французской революции, что еще больше подчеркивало новизну и оригинальность архитектурной идеи.
Ее автор, Гюстав Эйфель, подарил свое имя башне и истории, изменил Париж, создав самый известный в мире символ этого города.
Но этот талантливый инженер известен еще одним своим произведением, хотя здесь не так часто упоминается его имя.
Тремя годами раньше, к 100-летию Декларации Независимости, Франция сделала подарок США – гигантский колосс «Свобода, озаряющая мир», известная всем как Статуя Свободы.
Гюставом Эйфелем был спроектирован металлический каркас этого гигантского сооружения. И хотя он не виден под медной оболочкой статуи, роль его сложно переоценить.
Статуя была выполнена во Франции, затем разобрана на 350 частей для отправки в Соединенные Штаты. 17 июня 1885 года груз был доставлен в нью-йоркскую гавань, а 28 октября 1886 года состоялось торжественное открытие Статуи Свободы.
Хотя подарок опоздал на 10 лет, декларация Независимости, как известно, была подписана в 1776 году, Статуя Свободы стала национальным памятником США.
Так осуществилась еще одна связь двух стран и двух революций, связь свободы личности и свободы человеческой мысли.
Почему же мы вспомнили о Статуе Свободы в нашем проекте 1000 Маяков? Дело в том, что статуя также служила навигационным ориентиром для судов, входящих в Нью-Йоркскую гавань, и до 1901 года была в ведении Управления маяков США.
И это еще один символ. Символ факела, озаряющего путь человечества к свободе и маяка, указывающего путь кораблей к своей гавани.
Вот как писала американская поэтесса Эмма Лазарус в своем сонете «Новый Колосс»:
«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. «Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»