Найти тему

Как стать дизайнером без опыта в IT (часть первая)

Оглавление

UI/UX дизайнер (дизайнер интерфейсов) — востребованная, современная и хорошо оплачиваемая IT-профессия.

В 2020 году зарплата начинающего UI/UX дизайнера в Москве стартует от 70-80 тыс. рублей в месяц, затем — до 120-130 тыс. рублей у более опытных и до 200 тыс. рублей у старших дизайнеров. Немало позиций с окладом выше 200 тыс. рублей (по данным HeadHunter).

Стать UI/UX дизайнером может каждый: порог входа в профессию низкий, не нужно иметь технического или художественного образования.

В этой статье я отвечу на основные вопросы для тех, кто только задумывается о выборе профессии дизайнера интерфейсов.

Кто такой UI/UX дизайнер?

В узком смысле UI/UX дизайнер это человек, который создаёт документацию для цифрового продукта — мобильного приложения или сайта. Что в неё входит:

  • блок-схемы и вайрфреймы описывают общую логику продукта, упрощённо изображая структуру переходов и взаимодействий;
  • прототипы — интерактивные модели продукта;
  • макеты — статичные детальные изображения интерфейса;
  • технические описания — раскрывают детали работы отдельных частей продукта, помогают объяснить замысел дизайнера разработчикам.

Как правило, UI/UX дизайнер в продуктовой компании — звено между менеджером и разработчиком, его цель — понять задачу, которую хочет решить менеджер, предложить оптимальный вариант её решения (или отговорить от задачи вообще), и передать программистам набор документов: макетов, на основании которых будет разрабатываться интерфейс, и инструкций, объясняющих его логику и функции.

UI (user interface) — физическое представление цифрового продукта на экране компьютера или мобильного устройства: набор страниц и интерактивных элементов, имеющих определённый внешний вид.
UX (user experience) — действия, которые пользователь совершает при работе с продуктом в ответ на логику поведения интерфейса, а также эмоции, которые человек при этом испытывает.

Что ещё делает UI/UX дизайнер?

Общается с людьми:

  • С пользователями — чтобы понять их проблемы, мотивы и повседневный опыт; узнать, что их тревожит и как создаваемый продукт может им помочь. Для этого дизайнер проводит опросы, интервью и анкетирования, а также тестирует прототипы.
  • С менеджерами из своей команды — чтобы взглянуть на продукт с точки зрения бизнеса: понять, какие цели ставит бизнес, как планирует их достигать и по каким критериям будет оценивать результаты.
  • С разработчиками — чтобы не только выяснить, какие технические ограничения существуют, но и узнать о программных возможностях, которые для дизайнера могут быть неочевидны.
  • С коллегами-дизайнерами — чтобы обменяться опытом и лучшими практиками, получить советы и поддержку.

Мне 30 (40, 50 и т. д.) лет, всю жизнь работал дворником. Уже поздно начинать?

Нет. Дизайнерами интерфейсов становятся как недавние школьники, так и люди старшего возраста, которые решили поменять профессию. Возраст и трудовой стаж значения не имеют — например, я пришёл в дизайн после тридцати, уволившись из библиотеки, где много лет работал редактором.

Сегодня мир переходит на удалёнку. Для компаний уже не так важна ваша предыстория, важно то, насколько качественные решения вы предлагаете как дизайнер, умеете ли эффекивно переводить язык пользователей на язык бизнеса, налаживать коммуникацию в команде и работать по принятым процессам.

Нужно ли уметь рисовать?

Нет. Дизайн интерфейсов — это больше не про рисование, а про логику, эмпатию и ясность мышления.

Дизайнер интерфейсов может полноценно работать и приносить пользу компании, ни разу не открыв Фотошоп и не нарисовав ни одной иконки.

Разумеется, UI/UX дизайнер, умеющий создавать векторные иллюстрации, ценится больше. Но сам по себе для входа в профессию этот навык не нужен.

Нужно ли знать код?

Как и с рисованием — этот навык не необходим. Достаточно в общих чертах понимать как всё устроено, но углубляться в детали нет смысла: ценность дизайнера заключается в умении «подружить» потребности пользователей и задачи бизнеса на уровне интерфейса, для чего пригодятся кругозор и системность мышления.

Сколько времени проходит от начала освоения профессии до первого оффера?

У всех по-разному. В среднем придётся потратить от полугода до года, но нужно учитывать детали: наличие свободного времени, уровень мотивации, предыдущий опыт.

Профессия совсем без недостатков?

Недостатки есть. Работа UI/UX дизайнера — это работа в режиме высокой степени неопределённости. Информации постоянно не будет хватать, а ответов на вопросы никто не будет знать — их придётся добывать самому в сжатые сроки.

Кроме того, почти не бывает случаев, когда исходные данные, на основании которых создаётся дизайн, не меняются. Сегодня вы получили одни требования, всю ночь проектировали интерфейс, а на утро требования поменялись и макеты отправляются в мусор — и это не вина менеджера или тимлида. Просто такова особенность создания цифровых продуктов.

И последнее: это профессия, в которой есть рекомендации, но нет строгих правил; в которой сложно прогнозировать и сложно давать обещания, а многие решения необходимо принимать в условиях неполноты данных — это может стать причиной стрессов и профессионального выгорания.

Мне, наверное, нужен компьютер помощнее?

Нет. Подойдут почти любой компьютер или ноутбук. Конечно, комфортнее работать на современной машине, а размер и качество монитора — то, на что стоит обратить внимание. Однако для тех задач, которые выполняет дизайнер интерфейса, суперпроизводительного железа не нужно.

Также на сегодняшний день необязательно покупать макбук — если раньше основным инструментом UI/UX дизайнера был Sketch, работающий только на macOS, то теперь технологическим стандартом становится Figma, доступная и на Windows.

Как стать дизайнером без опыта в IT (часть вторая)

Подписывайтесь на мой канал, чтобы следить за обновлениями.