часть 5.
"Вот человеческий лик, намалёванный белилами и румянами, с насурменными дугою бровями, под огромным кокошником в виде лопаты, вышитым жемчугом, изумрудами и яхонтами. Этот лик носит сорокаведёрная бочка в штофном, с золотыми выводами сарафане; пышные рукава из тончайшего батиста окрыляют её. Голубые шерстяные чулки выказывают её пухлые ноги, а башмаки, без задников, на высоких каблуках, изменяют её осторожной походке. Рекомендую в ней мою землячку, коломенскую пастильницу...."
Так Иван Лажечников с большой любовью описывал женщину мечту представительницу России, на том самом "свадебном машкераде" в своём романе "Ледяной дом". Да да, Россию матушку представляла коломенская торговка пастилой.
Что самое интересное, про саму пастилу Лажечников писал куда более романтично:
"Пастила коломенская, рыхлая, белопенная, в три пальца толщиной".оломенская пастила
В 2008 году, в Коломне проходил чемпионат Европы по конькобежному спорту. Само собой, что основной частью культурной программы стал проект "Ледяной дом".
Построили деревянное сооружение, сшили аутентичные костюмы. и одну из площадок кураторы проекта решили посвятить коломенской пастиле. Автор идеи, Наталья Никитина объехала 7 кондитерских фабрик в радиусе 100 км с намерением разместить небольшой заказ. Но за него никто не взялся. Нет условий, нет сертификатов, нет бизнес плана, нет точного рецепта, нет ног нет варенья.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Наши энтузиасты нашли в ленинской библиотеке рецепт коломенской пастилы, денно и нощно бились над его осуществлением и наконец получили то что хотелось бы.
А после чемпионата историю с пастилой получила феерическое продолжение!
Дело в том, что в Ленинской библиотеке обнаружилось около 70 рецептов пастилы. Правда в конце каждого описания можно было смело добавлять "но это не точно".
Но нашлись и более подробные описания изготовления пастилы. Стали пробовать готовить по ним. Пастила была то кислая, то сухая, то сырая. Выяснилось что необходимо учитывать огромное количество нюансов: яблочное пюре взбивается в крепкую пену только из свежеиспеченных яблок. Сахару пересыпешь - слишком плотная пастила получится, недосыпешь - рыхлая. Печь для пастилы нужна только с конвекционным обдувом.
А теперь давайте перенесёмся ненадолго в прошлое....
Производить пастилу могли себе позволить только крупные помещики, имеющие бесперебойный даровой труд крепостных. Двое суток, не прерываясь, крепостные девки взбивали лопатками пюре из печёных яблок до белопенного состояния, нагнетая воздух в пастильное тесто, чтобы оно становилось всё более белым и воздушным. готовность проверяли, ставя взбитую массу на палец столбиком. Если столбик не падал, значит пастильное тесто готово для сушки.
Поэтому и стоила пастила в середине XIX века 1 руб 50 коп. А курицу, например, можно было купить за 15-20 копеек.
Но вы же помните, что речь у нас идет о русских женщинах. А когда они пасовали перед трудностями? Нашли чертежи специальной русской печи для сушки пастилы, заказали копии старинного кондитерского инвентаря и методом научного тыка начали доводить производство пастилы до исторической достоверности и совершенства.
Только благодаря их упрямству пастила обрела вторую жизнь после почти 100-летнего перерыва!
Тогда то и пришла идея создать музей. Получили грант благотворительного фонда. Под здание музея присмотрели флигель (бывшую лавку сладостей) старинной купеческой усадьбы Сурановых, что возле Николы на Посадях.
И перед самым его открытием нашли клад!!!
Часть 6 (заключительная) "Клад из старого буфета".