В марте 1986 г. правительство США решило поставлять переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) "Стингер" группировкам, воюющим против советских войск. В сентябре первая партия - 600 штук - была передана моджахедам. Эффект был налицо - уже в октябре 40-я армия потеряла 10 машин - больше, чем за предыдущие 3 месяца.
Конечно, меры принимались. Вылет самолетов и вертолетов не разрешался без оснащения станцией оптико-электронных помех (тогда применялась СОЭП-В1А) и инфракрасными ловушками. Их расход постоянно рос: в 1985 г. было выпущено 2555 тыс. ловушек, в 1986 - 4745, в 1987 - 6825. Несмотря на это, потери росли. Дело в том, что инфракрасные ловушки были не всегда эффективны, так как головка самонаводения "Стингера" отличала тепло двигателя от тепла ловушек. Увеличивалась доля летательных аппаратов, сбитых из ПЗРК. В 1985 г. она составляла 12%, а в 1986 г. - 50%. Гибли даже бронированные и трудноуязвимые штурмовики Су-25.
Военные понимали, что для разработки эффективного противодействия хотя бы один "Стингер" надо заполучить любой ценой. Добывшему ПЗРК "Стингер" было обещано звание Героя Советского Союза. Но среди трофеев попадались в-основном ПЗРК "Стрела" китайского производства.
Получить бесценный трофей удалось разведгруппе из отряда специального назначения. Во время облета дороги спецназовцы заметили трех подозрительных мотоциклистов. Они спешились и открыли огонь по вертолетам. Рядом с вертолетами прошли два дымных следа, принятые летчиками за гранатометные. Ми-8 атаковал моджахедов, а потом приземлился неподалеку. В результате боя было уничтожено 16 человек - мотоциклисты и встречавшие их моджахеды - и один взят в плен. Были обнаружены две только что использованные "трубы" и один "Стингер" в упаковке. При нем был и пакет с документацией и инструкциями. Как выяснилось, пользоваться "Стингерами" эти моджахеды не умели, стреляли "на глазок", поэтому оба раза и промахнулись. Четырех человек действительно представили к награде, но документы затерялись и звание Героя они не получили.
В дальнейшем советские солдаты продолжали охотиться за "Стингерами" - и не ради наград. Все понимали, что каждый трофей - это, возможно, десятки спасенных жизней.
Мои другие публикации:
Первый перелет Москва - Нью-Йорк. 1929 год.
Можно ли было спасти моряков линкора "Новороссийск" ?
Первые советские танки: "Русский Рено" и "МС-1"
О "летающих тарелках" Третьего рейха
Как советские офицеры в 70-х годах оказались по разные стороны фронта
Ракетные программы Германии времен Второй мировой
Как Россия тайно покупала крейсера в США
Построенные для России, но служившие Германии
Литовская попытка трансатлантического перелета
Первая "англичанка" в Советском подводном флоте
Как советские летчицы поставили рекорд дальнего перелета
Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.2 Война
Летающие авианосцы Вахмистрова Ч.1 До войны
Беспилотники микроскопических размеров
Самолеты-параболы Черановского
Итальянский гибрид катера и танка
Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои
Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись
Ka-Tsu: боевая машина, ни разу не вступившая в бой
Морские партизаны Второй мировой