Великая Махāбхāрата - 12.174-181
Текст данной статьи продублирован прикреплённым ниже аудио.
Из мук неутолимых желаний возникает страданье, из мук страданья возникает счастье. От счастья рождается страданье, от страдания снова счастье. Прямое следствие счастья — страданье. Прямое следствие страданья — счастье.
Подобно колесу, вращается счастье и несчастье людское. Из счастья ты впал в несчастье и вновь достигнешь счастья. Временными принимай страдания, временно испытывай счастье. Ведь тело — вместилище счастья и несчастья. Телом душа плоды вкушает.
Разнообразными узами влечений с предметами связываются люди и оседают, не достигнув цели, как в воде оседают песок и галька. Ради семьи супруг недобрые дела нагромождает, но человек и здесь, и в ином мире один подвергается бедам.
Достижение крайностей называют счастьем, промежуточное между крайностями — несчастьем. Кто достиг понимания двойственности счастья, преодолел эго и от «моё» освободился, того никогда не потрясают ни достижение, ни неудача. Непобедимый достигнув сохранит достижения спокойно в сердце.
А тысячи состояний скорби, сотни состояний страха день ото дня переживает заблудший, а не мудрец. Разумного, совершенно познавшего, неропщущего, сведущего в Писаньи, самообузданного, укротившего чувства человека горе не может коснуться. Утвердясь в таком ученье, оберегая свое сознанье, пусть действует мудрый.
За вожделением гонится человек и вслед за вожделением гибнет. Счастье, что в этом мире дает вожделенье, не стоит и шестнадцатой доли великого счастья, что получают в небе.
Деятельность в прошлом воплощении — хорошая или дурная определяет участь в этом рождении: мудрецом, заблудшим или богатырём — сообразно их поступкам. Таково поистине то приятное и неприятное, счастливое и несчастливое, что с душами происходит.
Иные рождаются счастливей, другие ж гораздо хуже, но сплошного счастья я (Бхишма) нигде и ни у кого не видел. Получив богатство, люди сейчас же начинают гнаться за царством. Получив царство, ищут божественности, а после божественности, хотят состояния Индры.
Удовлетворение не в получении приятного: жажду жизни не утолят и все реки. Она лишь больше распаляется, как пламя дровами.
Это сделано, то надо сделать, и не закончено то, другое — таково устремление привязанного к счастью. Он попадает под власть кончины. Ещё собирающего плоды, еще не насытившегося ни одним желаньем, смерть, забрав, уходит, как тигр забирает скотину. Плодов деятельности не получившего, по делам познаваемого человека, привязанного к телу, занятию, дому, смерть, захватив, уносит.
Рождается воплощенный — и вот под конец его тело старость и кончина одолевают. Все существа, подвижные и неподвижные, преследуют эти обе.
Взгляни: существа здесь пронизаны скорбью повсюду. Вверху, посредине и внизу, каким бы ни занимались делом. Смерть поражает мир, кругом он старостью ограничен.
Кто не причиняет вреда живым существам ни мыслью, ни словом, ни делом, тот не связывается совершёнными делами. Ничем не разбить надвигающееся полчище смерти, кроме как правдой, от лжи бессмертие укрывается в правде (истине). Бессмертие и смерть — обосновываются оба в теле. Умирать приходится от заблужденья, бессмертие достигается правдой.
Есть у тебя горе, но есть у тебя и радость. Значит к чему же скорбеть об этом? Кто свободен от надежд, почивает счастливо. Надежда порабощает нас. Свобода от надежд — высшее счастье.
Как наибыстрейший бегун, судьба бежит вслед за бегунами, вместе спит на ложе, где придётся, сообразно с их делами. Стоит со стоящим, следом идёт за идущим, с творящим совершает дело, как тень сопровождает.
Когда бы то ни было ранее совершённого дела, неизменно человек вкушает плод в надлежащее время. К разбросанным плодам своих дел множество существ, подстерегаемых судьбой, в своё время стягивается отовсюду.
Как цветы, а затем плоды и без понужденья времени года не пропускают, так и ранее совершённое дело. Достижение—неудача, уважение—пренебреженье, возникновенье—исчезновенье разворачиваются, сворачиваются в судьбах снова и снова.
От себя самого зависит скорбь, от себя самого зависит счастье. В лоно попав, зародыш вкушает плод совершённого в прежнем теле.
Что совершил человек хорошее—нехорошее ребёнком, юношей, старцем, он плод того вкушает в соответственном состоянье. Как среди тысячи коров находит свою мать телёнок, так следом за делателем идёт ранее совершённый поступок.
С подола сперва загрязняется одежда, затем её стирают. Так постом достигают бесконечно долгого счастья. Долгое время в пуще они творят аскезы. Выполнением долга от грехов очистясь, они достигают утехи сердца. С юности надо блюсти закон, жизнь поистине непостоянна! Кто совершил свой долг — будет здесь прославлен и после ухода — счастлив.
Отстранясь от страха, страсти, гордости, заблужденья, преисполненный твердого разумения, умиротворенный, спокойно взирай на вкушающих зрелые плоды своих дел.
Как не видно никакого следа рыб в воде или птиц в поднебесье, так не видно следа пути постигших Знанье. Благим и целесообразным способом благо своё созидать подобает.
Эта СТАТЬЯ продублирована этим АУДИОФАЙЛОМ
Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки.
Чтобы ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ, Вы можете кликать на любые рекламные банеры на канале. Для ВАС ЭТО БЕСПЛАТНО так как Яндекс снимает средства с рекламодателя и определенным процентом делится с автором канала. Также Вы можете пожертвовать в дар любую сумму, посильную для Вас, через прикреплённую форму ниже. Благодарю за поддержку! Всех Вам благ!
Читайте также:
Бог и лже-религии
Тайны "Махабхараты" и "Рамаяны"
Шримад Бхагаватам с вайшнавским смыслом