В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чём эти произведения созвучны стихотворению В. В. Маяковского «Лиличка!»?
Стихотворение Маяковского «Лиличка!» (вместо письма) – шедевр любовной лирики Маяковского. Произведение написано в 1916 году и посвящено Лилии Юрьевне Брик.
Тема - боль неразделенной любви, терзающая поэта. Комната напоминает ад, так как лиричский герой в замешательстве: его разлюбили. В описании страданий основные приемы – гипербола («Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб») и метафоры («душу цветущую любовью выжег», «сердце в железе»).
Холодность любимой и жар сердца героя резко контрастируют. Его любовь – «тяжкая гиря», а она легкомысленна и истерична, закрыта от его чувств, поэтому «у любви твоей и плачем не вымолишь отдых». Жанр – послание: заголовок – обращение, подзаголовок – вместо письма. Идея стихотворения – передать всепоглощающую силу любви, убедить, что даже муки любви – высшая ценность, а любимая – божество, которое лирический герой «короновал».
Столь же сильно и страстно звучат стихотворения М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.
Стихотворение «Нищий» Лермонтова перекликается с произведением Маяковского темой неразделенной любви. Только чувства лирического героя Лермонтова более сдержанные, а текст построен как развернутая метафора. Влюбленный подобен нищему, просящему подаяние, а лирическая героиня так же холодна, жестока:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
«О, как убийственно мы любим…» Ф.И. Тютчева созвучно строкам Маковского по силе чувств лирического героя.
Стихотворение посвящено Елене Александровне Денисьевой и раскрывает тему любви, осужденной обществом. Чистая, искренняя любовь оказалась запретным чувством, так как поэт женат. Сплетни и кривотолки разрушили жизнь любимой, подарили минуты величайшего наслаждения и небывалого осуждения и позора:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Эта элегия описывает переживания лирического героя, его поиск ответов на мучительные нравственные вопросы. С произведением Маяковского роднит и метафоричность: «в бурной слепоте страстей», «куда ланит девались розы». Лирический герой – палач, она жертва, а у Маяковского, скорее, наоборот».
Наверное, общей является и ключевая эмоция трех произведений – страсть, которую невозможно утолить, именно «убийственное» чувство.
А что думаете об этих произведениях вы?
До новых встреч на канале "Фильмокнижие"